В последнее время многие производители автомобилей устанавливают множество электронных технологий и услуг, призванных сделать вождение более легким и приятным. Они призваны уменьшить влияние водителя на процесс, позволить автомобилю самостоятельно принимать решения и свести риск аварии к нулю. Одной из самых популярных услуг, которыми в последние годы стали оснащаться автомобили, являются системы автономного и полуавтономного вождения. Конечно, только самые дорогие автомобили все еще оснащены такой технологией. Однако со временем эти новые решения входят в повседневную жизнь большинства автомобилистов, поэтому им необходимо четко понимать, что означает та или иная услуга и что она делает. Одним из них является LKA (Lane Keeping Aid).
Что представляет собой данный сервис
Lane Keeping Assist — это программное обеспечение, которое предупреждает водителя о том, что его автомобиль въехал в полосу движения или покинул ее. Эта услуга особенно важна для водителей, которые долгое время находятся за рулем автомобиля и максимально бдительны, поэтому они могут свернуть со своей полосы движения, не заметив этого. Предупреждая водителя с помощью звуковых сигналов или вибрации рулевого колеса, ассистент снижает вероятность аварии на дороге.
Основной функционал системы LKA
Основная функция этой службы — следить за тем, чтобы автомобиль оставался в выбранном направлении движения, чтобы он не съезжал со своей полосы. Это снижает риск аварии и повышает бдительность самого водителя. Помимо своей основной задачи по предотвращению аварий на дороге, ассистент дополнительно призван выполнять следующие функции и задачи
- Информирование водителя о пересечении линии полосы движения с помощью звукового или вибрационного предупреждения;
- корректировка линии движения автомобиля;
- Понимание дороги, по которой движется транспортное средство.
Как работает данный ассистент
Суть услуги не зависит от производителя и его компонентов. Основная задача системы — предотвратить сход автомобиля с трассы. Автомобиль способен определять траекторию движения с помощью специальных датчиков, установленных в переднем бампере, радиаторной решетке или на внутренней стороне лобового стекла на уровне зеркала заднего вида. Компьютерная система использует датчики или камеры для регистрации существующей или самостоятельно созданной приблизительной дорожной разметки, позиционирования транспортного средства относительно этой разметки и управления движением транспортного средства по текущему курсу.
Если маневр съезда с полосы движения не был запланирован водителем (не было сигнала о смене полосы движения с помощью левого или правого указателя, который распознает компьютер автомобиля), он или она будут оповещены о смене полосы движения ассистентом контроля полосы движения с помощью звукового сигнала или вибрации на рулевом колесе. Самые современные системы способны не только уведомлять водителя об изменении курса, но и обеспечивать экстренное торможение, если автомобиль приближается к препятствию.
Основные элементы системы контроля полосы
Этот помощник обычно представлен следующими основными компонентами и системами управления
- ключ активации услуги. Чаще всего он устанавливается на центральной панели или на одном из рычагов, которые расположены на рулевой колонке;
- камера — устройство, которое записывает дорогу перед автомобилем и обрабатывает ее;
- блок управления системой;
- Переключатель или указатель поворота — его функция заключается в информировании системы управления о планах по обгону или смене полосы движения;
- Датчики — нотификаторы. Их задача — посылать акустический или вибрационный сигнал водителю автомобиля, если он/она изменяет траекторию движения без планирования.
Основные виды систем контроля
Современные технологии делят все типы систем помощи на 2 возможных типа:
- ассистент, который информирует водителя о попытке покинуть занимаемую полосу движения с помощью различных типов сигналов;
- ассистент, который способен удерживать автомобиль в своей полосе. Она активирует специальную функцию, благодаря которой автомобиль остается в занимаемой полосе, если водитель не отреагировал на отправленные ранее уведомления.
Вся обработка производится датчиками, которые способны обрабатывать информацию, полученную в режиме онлайн. В зависимости от конструкции и возможностей все они делятся на следующие типы:
- Инфракрасный — устанавливается на кузове автомобиля и проверяет положение автомобиля относительно линии разметки. Он особенно эффективен в ночное время;
- лазерный — схож по технологии с инфракрасным, но неэффективен на плохо освещенных дорогах;
- видеодатчик — работает аналогично стандартному видеорегистратору и обычно устанавливается на лобовом стекле автомобиля.
Все преимущества и недостатки системы
Как и многие другие электронные системы, Lane Keeping Assist имеет свои преимущества и недостатки. К основным преимуществам услуги относятся:
- Способность четко анализировать дорожную ситуацию даже на высоких скоростях движения;
- Возможность контролировать состояние водителя, подавая сигналы и ожидая ответной реакции;
- Самые продвинутые ассистенты способны распознавать пешеходов и дорожные знаки, так что контроль полосы движения может стать полноценным автопилотом.
В то же время есть ряд существенных недостатков, которые не позволяют водителям пока полностью полагаться на помощника. К ним относятся:
- Дорожное покрытие должно быть ровным, с дорожной разметкой. Если дорожная разметка плохого качества или сильно загрязнена, ассистент не сможет работать должным образом и будет отключен;
- на узких участках дороги система не полностью распознает дорожную разметку и переходит в пассивный режим;
- вся система способна нормально функционировать только в условиях, когда проезжая часть спроектирована в соответствии с общепринятыми стандартами.
Удержание полосы движения — достаточно уникальная и новая технология. При использовании для длительных междугородних поездок по автомагистралям водитель может положиться на систему удержания автомобиля в занимаемой полосе, которая может точно определить положение автомобиля на дороге и уведомить водителя о любых непредвиденных изменениях в его траектории.