ESP — что это такое в автомобиле? Это очень распространенная аббревиатура, знакомая многим автомобилистам. Она расшифровывается как Vehicle Electronic Stability Program. На английском языке это звучит так — Electronic Stability Program, а на немецком — Elektronisches Stabilitätsprogramm.
Проще говоря, он предотвращает занос или боковое скольжение автомобиля по вертикальной оси в аварийных ситуациях. А это очень важно для безопасности водителя и пассажиров, так как мало кто обладает экстремальными навыками вождения. Опять же, система помогает водителю справиться с опасными ситуациями, в которых может произойти авария, такими как высокая скорость или плохие дорожные условия. Некоторые автовладельцы также называют его противоскользящей системой.
ESP также может обозначаться другими аббревиатурами, в зависимости от производителя, например ESC, CST, DSTC, PSM или RSC. Принцип работы ESP заключается в том, что система получает сигналы от различных датчиков. ESP автоматически активируется, если значения приближаются к опасным уровням.
Чтобы понять, как работает ESP, нужно знать, что это такое, как это работает, и читать реальные примеры. Обо всем этом я подробно расскажу в этой статье. Обещаю, будет интересно!
Что это такое?
Давайте вернемся в историю. Прототип ESP был изобретен в 1959 году компанией Daimler-Benz. Он очень скромно назывался «контрольным устройством». С этого момента началось тестирование этой системы. Впервые система была установлена в премиальном автомобиле Mercedes-Benz CL 600 в 1995 году. Испытания прошли успешно, и теперь ESP входит в стандартную комплектацию других моделей Mercedes-Benz.
Mercedes-Benz CL 600 (1995)
Интересно! ESP стала популярной благодаря одному событию. Дело в том, что в 1997 году новый Mercedes-Benz A-Class имел ряд недостатков, так как его центр тяжести был недоработан. Из-за этого автомобиль сильно кренился на поворотах, и существовала высокая вероятность опрокидывания при резких маневрах. Подвеска была полностью переработана, была введена система ESP. С тех пор он стал очень популярным во всем мире.
ESP — это антипробуксовочная система, которая включает в себя меры по уменьшению сноса автомобиля с существующей траектории. Это имеет отношение к боковой динамике автомобиля (устойчивость автомобиля). То есть ESP лишь снижает вероятность съезда автомобиля с дороги. Следует всегда помнить, что даже очень дорогая система не сможет преодолеть законы физики.
Антиблокировочная система тормозов является логическим продолжением таких систем автомобиля, как ABS и ASR. ABS — это антиблокировочная тормозная система, она увеличивает остановочный путь. ASR — это система контроля тяги, которая помогает обеспечить стабильный и быстрый разгон. ESP сохраняет траекторию движения автомобиля при резких поворотах и маневрах, что важно при движении по скользкой или мокрой поверхности.
ESP корректирует избыточные или недостаточные движения рулевого управления, что активно предотвращает избыточную поворачиваемость автомобиля. ESP исправляет ошибки, возникающие в результате неправильного, неопытного или агрессивного стиля вождения.
ESP не может быть установлена на каждом автомобиле, она доступна только в заводских комплектациях. Только автомобили премиум-класса оснащаются ESP в стандартной комплектации.
Наиболее известен термин ESP, но я хотел бы отметить, что у разных производителей автомобилей эта аббревиатура звучит по-разному. Позвольте мне привести несколько примеров.
- ESC — Hyundai, ŠKODA, Chevrolet и Lada.
- DSC — Land Rover, BMW, Jaguar и Mazda.
- DSTC — Volvo.
- ESP — Dodge, Audi, Bugatti, Lamborghini, Volkswagen, Nissan, Renault, Peugeot, Mercedes Benz, Kia, Hyundai, Chery, SEAT и др.
- ASC — BMW и Mitsubishi.
- CST — Ferrari.
- MSP — Maserati.
- IVD — Ford.
- PSM — Porsche.
- StabiliTrak — Hummer, Pontiac, Cadillac, GMC Truck и т.д.
- VDC — Infiniti, Subaru, Nissan, Alfa Romeo.
- VDIM — Lexus и Toyota.
- VSA — Honda, Hyundai и Acura.
Устройство ESP
Для правильной работы ESP в автомобиле устанавливаются следующие детали:
- Датчики на колесах, считывающие скорость их вращения.
- Датчик, контролирующий положение рулевого колеса.
- Датчик, который «видит», как автомобиль движется вокруг своей оси.
- Гидравлический механизм. Контроллер, управляющий давлением в тормозной системе на всех дисках.
- G-сенсор (акселерометр). Измеряет положение автомобиля в пространстве.
- ЭБУ — это электронный блок управления, который постоянно считывает информацию с датчиков, чтобы знать, когда ESP должна быть активирована.
ESP не является дополнительной опцией. Это единая система, которая работает совместно с другими системами безопасности, такими как ABS (уже включена по умолчанию в антипробуксовочную систему), а также ASR (антипробуксовочная система), EBD (распределяет тормозное усилие на каждое колесо), EDS (антиблокировочная тормозная система, устраняет занос при старте).
Интересно! В дорогих автомобилях антипробуксовочная система напрямую связана с круиз-контролем, который поддерживает заданную скорость на трассе.
Отсюда вывод — как правило, бюджетные автомобили не имеют такого количества встроенных систем, поэтому ESP в качестве стандартного оборудования устанавливается только на автомобили более высокого класса.
Принцип работы
ESP — это система активной безопасности, которая автоматически активируется в случае заноса или потери контроля над автомобилем. Компьютер системы получает данные от ряда датчиков (боковое ускорение, вращение колес, положение рулевого колеса, положение педалей акселератора и тормоза, состояние тормозов и углы наклона дороги).
ESP работает настолько быстро, что способна в течение 20 миллисекунд определить, какое колесо необходимо затормозить, на сколько снизить обороты двигателя, чтобы выровнять автомобиль в аварийной ситуации.
Действие ESP заключается в усилении торможения и снижении крутящего момента двигателя для предотвращения заноса автомобиля.
Какие команды могут появиться в той или иной ситуации на дороге:
- Торможение одного или всех колес. Помогает предотвратить занос или увеличить радиус поворота на высоких скоростях. ESP также может снизить тормозное усилие в определенных обстоятельствах, даже если испуганная блондинка изо всех сил давит на педали.
- Подключение к блоку управления двигателем для отключения его цилиндров, снижения оборотов (крутящего момента) до полного отключения педали акселератора.
- Управление рулевым управлением на переднем колесе.
- На автомобилях с адаптивной подвеской он влияет на работу амортизаторов, а они влияют на демпфирование пружин (степень демпфирования).
- Регулировка автоматической коробки передач для переключения передачи.
- Если в результате работы круиз-контроля возникают проблемы с рулевым управлением, он работает совместно с ESP и другими системами, чтобы выровнять автомобиль.
Согласно статистике, использование этой умной системы позволило сократить количество несчастных случаев на 30%. Ведь электроника думает гораздо быстрее, чем человек, который может быть очень уставшим или неопытным. Система управления опрашивает все датчики до 30 раз в секунду!
Хотя это очень сложная система безопасности, она не видит реальную ширину проезжей части и не может рассчитать точную траекторию движения автомобиля, которая будет наиболее безопасной. Это означает, что водитель должен направлять автомобиль в нужном направлении, а ESP обеспечит устойчивость и управляемость.
Антипробуксовочная система доступна для всех скоростей и режимов (выбег, торможение, ускорение).
При прохождении поворотов ESP отслеживает траекторию, по которой должен двигаться автомобиль. Если он начинает отклоняться, то замедляет обороты двигателя и тормозит автомобиль, чтобы как можно быстрее вернуться на прежнюю траекторию. ESP особенно полезна на обледенелых или мокрых дорогах.
Видео: ESP. Что может и как работает
Например, автомобиль начинает заносить при прохождении поворотов на очень высокой скорости. Если водитель замедляется, автомобиль может повернуть. Если он не затормозит, то риск соскользнуть с дороги в кювет очень высок. Активная антипробуксовочная система мгновенно определяет, какие колеса следует замедлить или на сколько снизить расход топлива, чтобы выровнять автомобиль. Согласитесь, это очень полезная вещь в критических ситуациях. Вы просто поворачиваете рулевое колесо, а система стабилизации думает о том, как вести машину даже в крутом повороте.
Что еще полезного в ESP?
- Функция блокировки дифференциала, которая позволяет передавать крутящий момент на нужное колесо для выравнивания автомобиля. Дифференциал должен иметь электронную начинку. Это устройство, которое передает разный крутящий момент каждому потребителю.
- Он помогает водителю удерживать рулевое колесо в правильном положении. Это особенно полезно в колее.
- Рулевое управление задним колесом. Самое главное, что эта функция уже установлена в автомобиле.
Давайте рассмотрим, как работает ESP на реальных примерах.
Для чего нужен ESP в машине?
Вот реальный пример того, как работает система противоскольжения.
Например, вы спокойно едете прямо по ровной дороге. Внезапно на дорогу впереди выбегает крупное животное или пьяный человек. Чем вы занимаетесь?
Здесь выбор невелик — вы резко нажимаете на тормоза и резко поворачиваете руль, надеясь объехать препятствие. Если скорость низкая, сцепление с дорогой приемлемое и поблизости нет других автомобилей, маневр будет успешным. В худшем случае автомобиль уйдет в занос. А зимой, даже при нормальном повороте, машину начнет крутить на дороге.
Каковы возможности при возникновении заноса?
- Если водитель опытен и владеет приемами экстремального вождения, он сможет выпутаться из такой ситуации без помощи электроники и систем. Разумнее всего ехать на пониженной передаче, прерывисто тормозить, затем резко ускориться, выровняться, плавно вернуться назад и так далее. Возможно, вы уже овладели этим навыком. Так что все в порядке. Если вы неопытны, существует вероятность серьезной аварии.
- Нажмите на тормоз до упора и поверните руль до упора, чтобы избежать столкновения. Если вам удалось объехать препятствие, резко поверните в противоположном направлении, не отпуская педаль тормоза. При отсутствии ESP, независимо от привода, автомобиль войдет в длительный занос или неуправляемый «танец». Все это может закончиться очень плохо.
- Если за рулем сидит неопытная блондинка, но в машине есть ESP. Именно здесь потерять полный контроль над рулевым управлением становится очень сложно. Самое главное, чтобы автомобиль мог объехать препятствие, а система сама скорректирует движение автомобиля. В этом случае аварии можно избежать.
Как здесь работает система противоскольжения при повороте налево?
- Акселерометр определяет начало проскальзывания и передает сигнал на ESP.
- В то же время он получает информацию от других датчиков.
- ESP немедленно рассчитывает направление и скорость бокового смещения.
- Дается команда уменьшить дозу топлива и затормозить левое заднее колесо.
- В результате автомобиль движется медленнее и выравнивается, независимо от того, что делает водитель (нажимает на все педали ногами).
Использование ESP очень простое. Он будет включен по умолчанию. Но и здесь есть свои нюансы. О них ниже.
Как пользоваться ESP в машине?
Помните, что ESP всегда активна и может включиться при любой скорости и движении автомобиля.
Среди водителей бытует мнение, что антипробуксовочная система может усложнить задачу опытных водителей при поворотах. Например, иногда приходится ускоряться, чтобы выйти из заноса, и ESP искусственно уменьшает впрыск топлива. Но это относится к очень опытным водителям. Такие навыки обычно не нужны людям, которые ездят на машине от работы до дома.
Тем, кто любит активное вождение, система стабилизации имеет специальные режимы, когда вы можете вести машину от всей души, и она активируется только в критических ситуациях.
В большинстве случаев я не рекомендую отключать ESP для предотвращения даже маловероятной возможности аварии, особенно если водитель отвлекся или просто не смог быстро среагировать.
Хотя ESP обеспечивает безопасное вождение и противодействует многим ошибкам неопытных водителей, не стоит полностью полагаться на систему стабилизации. Просто избегайте опасных ситуаций.
Как и когда отключать ESP
Почти во всех автомобилях невозможно отключить ESP. Но в некоторых автомобилях его можно отключить. Но не все так просто — он может быть частично деактивирован, т.е. вспомогательные системы (ABS, ASR и другие) продолжают работать. Или ESP отключается на некоторое время, а при достижении определенной скорости или через определенный промежуток времени система стабилизации автоматически активируется вновь.
Наличие в автомобиле кнопки выключения ESP указывает на то, что автомобиль оснащен системой курсовой устойчивости.
Когда следует деактивировать ESP?
- При установке колес другого диаметра.
- При движении по песку, бездорожью или льду.
- Если на колесах установлены цепи противоскольжения или ремни противоскольжения.
- Когда автомобиль стоит на домкрате, чтобы выбраться из сильной грязи.
- Когда установлено запасное колесо.
- При диагностике автомобиля.
В этих случаях срабатывает ESP, система снижает обороты двигателя и затрудняет нормальное управление автомобилем.
Помните! Если автомобиль застрял в глубокой колее, не выключайте ESP. Многие автомобили оснащены системой контроля тяги, которая работает только при активированной ESP. Другие системы, такие как ABS и EDS, также зависят от ESP.
Как отключить ESP:
- Нажмите кнопку выключения ESP.
- Деактивируйте ESP в бортовом компьютере.
Причины включения лампы ESP
Система ESP имеет собственную контрольную лампу ESP на приборной панели. Этот индикатор будет загораться время от времени, в зависимости от ситуации. Почему это может произойти?
- Если индикатор ESP горит, это означает, что система пытается выровнять автомобиль или активирована ASR — антипробуксовочная система.
- Если лампочка ESP не загорается при движении автомобиля, это означает, что езда стабильна и вмешиваться нет смысла.
- Если индикатор не горит, вся электроника, связанная с ESP, работает правильно.
- Если индикатор ESP горит постоянно, это указывает на неисправность одного из компонентов (их может быть более 15). Даже нерегулярный износ шин или установка новой запасной шины может привести к тому, что индикатор будет гореть постоянно. В любом случае, вам следует провести диагностику ESP в сервисном центре.
Если вы не хотите обращаться в сервисный центр, вы можете проверить, в чем проблема постоянно включенной лампы.
- Сама система была деактивирована. На некоторых машинах ESP включается только при превышении отметки 50 км/ч.
- Проверьте состояние колес и шин.
- Проверьте гидравлические замки антиблокировочной тормозной системы.
- Проверьте напряжение аккумулятора автомобиля. Если он низкий, ESP не будет работать.
Внимание: антиблокировочная система тормозов может сработать даже при самых странных обстоятельствах или делать это время от времени. Это указывает на то, что автомобиль работает с постоянно работающим сканером неисправностей.
Плюсы и минусы
Могут ли быть какие-либо недостатки у этой системы:
- Стабилизация не справляется с недостаточной поворачиваемостью (в случае переднеприводных автомобилей) путем увеличения крутящего момента на передних колесах. Этот метод часто используется опытными водителями.
- В полноприводных автомобилях плавное ускорение при движении по льду — лучший способ избежать заноса. ESP работает за счет торможения и снижения крутящего момента, что менее эффективно.
- На мягких поверхностях (снег, песок или грязь) система курсовой устойчивости неэффективна.
На снегу лучше ездить без ESP - Если вы используете разные шины, разное давление в шинах или неровный протектор, могут возникнуть проблемы с ESP.
- Некоторым водителям не нравится, что система сама контролирует педаль акселератора, не позволяя им набрать нужную скорость. Поэтому, если вам необходимо ускориться во время заноса, ESP не позволит вам этого сделать. Систему можно также временно отключить.
- Автомобиль становится менее отзывчивым, так как электроника постоянно проверяет действия водителя.
Преимущества, которые можно уравновесить недостатками:
- Скорость реакции электроники в несколько раз выше, чем у человека. ESP обнаруживает начало заноса в течение миллисекунд и немедленно принимает меры.
- Езда на дальние расстояния более комфортна, исключая склонность к поворотам на высоких скоростях.
- Улучшенная управляемость и устойчивость автомобиля.
- В течение примерно 20 миллисекунд ESP «видит» потерю контроля и активирует тормозное усилие на соответствующих колесах и останавливает автомобиль от заноса до того, как водитель поймет это.
- Система стабилизации невидима, и только индикатор на приборной панели указывает на то, что ESP начала свою работу.
- Более продвинутые системы включают такие функции, как контроль устойчивости при опрокидывании (RSC) и контроль устойчивости прицепа (TSC).
- ESP может быть отключена по желанию. А некоторые системы имеют специальные режимы, которые позволяют выполнять небольшие скольжения и маневры, включаясь только в критических ситуациях.
Важно понимать, что ESP не может на 100% защитить ваш автомобиль от заноса. Всегда используйте голову при вождении и резких маневрах. Например, если вы хотите разогнаться до скорости более 120 км/ч на обледенелой дороге, а перед вами поворот со шпилькой, даже самая лучшая система ESP не поможет.
Секреты и советы
Позвольте мне рассказать вам о системе ESP. Как выяснилось, в него по умолчанию включены такие функции, как ABS, ASR, EBD и другие. Достаточно установить флажок в настройках бортового компьютера с помощью диагностического сканера, и дополнительные опции вступят в силу. Вы можете сделать это на форуме вашего автомобиля, где вам все расскажут, или обратиться к местным мастерам.
Какие еще бесплатные опции вы получаете с ESP?
Функция XDS. Это облегченная версия блокировки дифференциала. При повороте не будет ощущения заноса в передней части автомобиля.
Измерение давления в шинах. Это обеспечивается специальными датчиками. Если воздух в шине сдувается, диаметр и скорость шины увеличиваются. На приборной панели должно появиться предупреждение.
Помогает при старте в гору. Если при движении в гору отпустить педаль тормоза, система ESP будет удерживать ее до тех пор, пока автомобиль не начнет движение вперед.
Слежение за датчиком дождя. При включении стеклоочистителей активируется датчик дождя. ESP видит это и прикладывает большее давление к тормозам, чтобы сжечь водяную пленку с колес. Водитель даже не почувствует этого, а система готова к любым неожиданным ситуациям.
Усилитель рулевого управления. Если водитель — новичок и совершает неправильный поворот во время заноса, ESP время от времени активирует электроусилитель руля, считывая показания датчика положения рулевого колеса. Время от времени вы будете ощущать в нем тяжесть, когда вам тяжело, или легкость, когда все идет по плану. Он также может блокировать переключения в автоматическом режиме, чтобы помочь сохранить управляемость и устойчивость автомобиля.
Торможение на различных дорожных покрытиях. Предположим, вы резко нажали на тормоза, когда ваши правые колеса стоят на земле, а левые — на асфальте. Если нет ABS, автомобиль будет «катиться», но не в том случае, если у него есть эта функция.
Система стабилизации прицепа (TSA). ESP может «видеть» наличие прицепа. Когда вы подсоединяете фаркоп, система стабилизации понимает, что вы подсоединили прицеп, и перестраивает алгоритмы работы, чтобы обеспечить стабильную езду. Это очень полезно!
Помощь на бездорожье. Возможно, вы видели, как внедорожники выходят из подобных ситуаций, когда колеса вращаются в воздухе во время движения по диагонали, но затем они останавливаются, и автомобиль внезапно дергается и продолжает движение вперед. Это ESP, которая распределяет мощность на те колеса, которые имеют лучший контакт с землей.
Помощь при спуске. С системой HDC assist водитель просто убирает ноги со всех педалей и расслабляется. ESP и HDC позволяют автомобилю плавно и без проблем спускаться даже по крутым склонам. Все, что вам нужно сделать, это сесть и послушать «хруст» тормозов.
Все вышеперечисленные трюки достаточно жизнеспособны, чтобы быть активированными, если автомобиль оснащен ESP. Самое главное — найти умелых людей для «модификации» вашей электроники.
Есть ли смысл переплачивать за ESP при покупке нового авто?
В Европе, начиная с 2014 года, все выпускаемые автомобили уже имеют ESP в базовой комплектации. В России это пока не является обязательным.
Если вы хотите иметь в своем арсенале такие электронные помощники, как система противоскольжения, система помощи при трогании на подъеме, блокировка дифференциала и другие, вы должны приобрести автомобиль с ESP. Вы НЕ МОЖЕТЕ установить ESP (даже в фирменном сервисе и/или у официального дилера, только у перевозчика), вы можете только купить автомобиль с установленной этой системой (и другими опциями).
Однако если вы покупаете новый автомобиль с ESP, самое главное, чтобы у него была кнопка для ее отключения. Есть также автомобили с различными режимами ESP, которые можно выбирать в зависимости от настроения (например, Dynamic для агрессивной езды, Natural для нормальной езды, All Weather для высокой безопасности).
Можно ли установить на автомобиль с ABS систему ESP?
Это, конечно, звучит очень интересно — вы покупаете датчики, устанавливаете их на свой автомобиль с ABS и уже владеете системой ESP. Но действительно ли все так просто?
Инструкции уже свободно доступны на автомобильных форумах. Но это довольно дорого, потому что нужно покупать различные детали и знать, как подключиться к ЭБУ и настроить соответствующим образом.
Не стоит заниматься машиной самостоятельно, потому что в установке есть много подводных камней. ESP — сложная вещь, которой должны заниматься опытные автоспециалисты.
Различаются ли ESP на авто разных классов?
Да, как на аппаратном, так и на электронном уровне. Например, в одной системе есть два гидравлических поршня, а в другой — все шесть.
Обычный автомобиль не нуждается в продвинутых системах, в то время как автомобили премиум-класса не могут обойтись без дополнительных опций (например, сушки тормозов).
Видео: система стабилизации машины ESP. Как работает ESP зимой.
Теперь вы знаете все об ESP в автомобиле. ESP или ESC — это динамическая система ESP, обеспечивающая высокий уровень безопасности водителя. Она помогает в экстренных ситуациях и срабатывает в самом начале заноса, немедленно активируя ряд контрмер.
Это особенно полезно на скользкой или обледенелой дороге, для неопытных водителей и в случаях пониженной концентрации внимания. Электронный мозг работает в сотни раз быстрее человека, постоянно получая и обрабатывая сигналы от датчиков.
Конечно, не стоит на 100% полагаться на ESP, всегда рассчитывайте свой стиль вождения и скорость соответственно, иначе даже эта система вам не поможет.