Общеизвестно, что в последнее время автомобили с автоматическими коробками передач или автоматическими трансмиссиями (АМТ) и вариаторами активно вытесняют автомобили, оснащенные простой механической коробкой переключения передач (МКП).
Причина вполне очевидна — управление автомобилем с автоматом любого типа оказывается проще, комфортнее и безопаснее. Однако основным недостатком «классических» автоматических трансмиссий, вариаторных или роботизированных коробок передач является сокращение срока службы.
При всем многообразии предлагаемых автоматических коробок передач, эта статья полностью посвящена гидротрансформаторной коробке передач. Чтобы быть более точным, давайте рассмотрим основные причины, почему коробка передач переключается, почему она пинается, почему она дергается и т.д.
Что значит, пинается коробка «автомат»
Таким образом, автовладельцы часто сталкиваются с тем, что различные неисправности автоматической коробки передач значительно снижают комфорт вождения или полностью исключают дальнейшую эксплуатацию автомобиля с такой трансмиссией.
Как правило, автомобиль с автоматической коробкой передач начинает дергаться, появляются толчки и удары. Реже передачи могут «запаздывать», происходит задержка при переключении передач, известная как пробуксовка.
Как видите, среди списка неисправностей наиболее часто встречаются удары автоматической коробки передач. Прежде всего, важно понять, какие признаки указывают на то, что АКПП пинается, АКПП толкается и т.д.
Сразу отметим, что на практике рывки автоматической коробки передач выглядят следующим образом:
- при переключении селектора (например, с P на D или R) в разные режимы водитель ощущает сильный толчок, удар или рывок, которого раньше не было.
- при движении на разных передачах (как при переключении вверх, так и вниз) автомат дергается, пинается и т.д. Толчок ощущается как небольшой удар по заднему бамперу, а затем автомобиль резко подается вперед.
Кроме того, автомат может дергаться только на холодную, а пинки коробки-автомата происходят на горячую или происходят постоянно. Вы также можете заметить, что коробка передач может выть только на определенных передачах (например, при переключении с 1-й на 2-ю, с 3-й на 4-ю и т.д.).
В любом случае, такая работа коробки передач свидетельствует о проблемах и необходимости диагностики автоматической коробки передач. В то же время, по некоторым косвенным признакам, упомянутым выше, можно попытаться более точно определить характер неисправности.
Почему пинается коробка «автомат»: основные причины
Во-первых, гидромеханическая автоматическая коробка передач — это довольно сложное устройство. В конструкции автоматической коробки передач используется большое количество устройств и различных механизмов.
- Важно понимать, что в автоматической коробке передач помимо компонентов используется ATF. Более того, эта жидкость является не просто простым трансмиссионным маслом для смазки, но и выполняет функцию управления работой всей коробки передач.
Очевидно, что бесперебойная работа автоматической коробки передач напрямую связана с уровнем, качеством, свойствами и состоянием жидкости ATF. Если жидкость загрязнена, потеряла свои свойства и т.д., то коробка передач неизбежно будет пинаться и дергаться при переключении передач.
Проще говоря, автоматическая коробка передач требует регулярного технического обслуживания, под которым следует понимать замену масла в автоматической коробке передач. Так, производители автомобилей могут указать в руководстве пользователя, что масло залито на весь срок и агрегат не требует обслуживания. На самом деле, такая рекомендация означает эксплуатацию автомобиля в идеальных условиях.
Учитывая, что соединение с двигателем в гидромеханическом автомате осуществляется через гидротрансформатор (гидромуфту, FCU), то именно рабочая жидкость передает крутящий момент.
В этом случае масло ATF работает под нагрузкой, сильно нагревается, накапливает продукты износа самой трансмиссии и т.д. В результате вязкость жидкости изменяется (конденсируется или сгущается). В любом случае коробка передач будет переключаться рывками, толчками и ударами как при густом масле, так и при жидкости.
Кроме того, на практике изменение свойств жидкости ATF происходит уже к 40-60 000 км пробега. Следует также учитывать, что если автомобиль новый или трансмиссия была отремонтирована, то лучше заменить ATF после периода притирки (через 5-10 тысяч).
В противном случае агрегат, рассчитанный на пробег 250-300 000 км, выйдет из строя уже на 150 000, а первые признаки надвигающихся проблем проявятся в виде рывков и толчков на 100-120 000.
- Другим компонентом, который может вызывать рывки, является масляный фильтр автоматической коробки передач. Дело в том, что основная задача фильтра в автоматической коробке передач — улавливать грязь и стружку, которые неизбежно накапливаются в течение срока службы автомобиля.
Рано или поздно фильтр засорится, т.е. ATF будет хуже прокачиваться, а пропускная способность фильтра уменьшится. В результате снижается давление масла в автоматической коробке передач. Когда это происходит, фрикционные диски выходят из строя, не успевая остановиться в нужный момент. Фрикцион проскальзывает, и водитель ощущает это проскальзывание в виде толчка при переключении передач.
- Если продолжить разговор о фрикционных сцеплениях, то они также перегорают. Проще говоря, фрикционные диски — это компоненты, которые сжимаются или расширяются, соответственно останавливая/ослабляя нужную передачу заданного передаточного числа внутри автоматической коробки передач.
Если давление масла падает, фрикционные муфты не сжимаются должным образом и начинают проскальзывать и интенсивно изнашиваться. При проскальзывании происходит нагрев, масло в автомате становится черным и появляется запах гари.
Совершенно очевидно, что проблемы с трением приводят к тому, что шестерни не останавливаются и не замедляются в нужный момент. Это приводит к тому, что коробка передач шатается или бьет, а водитель ощущает толчки или рывки при переключении передач.
Также возможно, что некоторые передачи вообще не включаются. Автомобиль также может постоянно переключать передачи, даже когда селектор передач находится в положении N. В первом случае это означает, что фрикционные диски полностью изношены, а во втором случае можно предположить, что фрикционные муфты «заклинило».
Учтите, такая неисправность является серьезной, т.е. замена масла и фильтра АКПП не решит проблему. Другими словами, коробку передач следует разобрать, разобрать, осмотреть на наличие дефектов и только после этого заменить муфты и другие изношенные компоненты в процессе ремонта.
Перегрев ATF в АКПП и низкое давление трансмиссионной жидкости
Многие автоматические коробки передач (за исключением некоторых типов автоматических коробок передач в бюджетных автомобилях) оснащены дополнительным масляным радиатором. Это решение необходимо для снижения температуры рабочей жидкости и поддержания ее вязкости.
Другими словами, охладитель масла автоматической трансмиссии необходим для предотвращения перегрева ATF и всей трансмиссии. Популярный способ замены масла в автоматической коробке передач под давлением (метод вытеснения) предполагает подключение устройства между коробкой передач и охладителем.
Это решение, с одной стороны, позволяет выдавливать грязное масло и заменять его свежей жидкостью. Однако недостатком этого метода замены является то, что поддон коробки передач не снимается, поддон не промывается и магниты не очищаются от стружки, фильтр АКПП не меняется и т.д.
В результате радиатор не промывается, грязь и отложения из поддона попадают в радиатор, еще больше засоряя фильтр АКПП. Загрязнения также попадают в гидроблок (гидропласт), засоряя соленоиды (клапаны) и т.д.
Очевидно, что в данном случае засоренный фильтр препятствует движению жидкости и перегреву АКПП из-за низкой пропускной способности тонких каналов масляного радиатора.
Как выясняется, такую замену можно проводить только тогда, когда владелец твердо уверен, что внутри все чисто. На практике лучше всего перемежать аппаратную замену масла с классической, т.е. снятием масляного картера, очисткой, заменой фильтра и т.д.
- Когда речь идет о падении давления масла в автоматической коробке передач, причиной может быть не только загрязнение, но и проблемы с масляным насосом автоматической коробки передач. Масляный насос в автоматической коробке передач может быть расположен за гидравлическим блоком или в масляном картере коробки передач.
Основная функция устройства — создание необходимого рабочего давления жидкости. При снижении производительности насоса происходит рывковая и дерганная работа автоматических коробок передач, возникают ощутимые рывки.
- Неисправности автоматических трансмиссий также могут быть вызваны проблемами с гидрокоробкой и соленоидами. Гидроблок фактически является управляющим элементом автоматической коробки передач. Компонент состоит из тонких каналов, по которым течет жидкость ATF.
Проще говоря, каждый такой канал подает рабочую жидкость в отдельную шестерню. Эта жидкость находится под давлением, что позволяет фрикционным дискам сцепляться и расцепляться.
Если каналы засоряются грязью и продуктами износа, гидроблоки забиваются, давление падает, а фрикционные диски проскальзывают. По этой причине важно не загрязнять гидроблок при замене жидкости и фильтров, избегать изменения рабочего объема и не перегревать коробку передач, что приводит к «проскальзыванию» масла.
- В гидробоксе также имеются специальные электромагнитные клапаны. Эти клапаны закрывают или открывают каналы в гидравлической пластине. Соленоиды — это электрические катушки со штоком. При подаче напряжения на соленоид шпиндель выдвигается и закрывает канал. Когда напряжение снимается, пружина толкает шпиндель назад, открывая нужный канал.
Это решение позволяет подавать жидкость под давлением через каналы гидроблока строго к определенным шестерням (ослабляя трение или зажимая нужную шестерню). Таким образом, соленоиды довольно часто перестают правильно функционировать, не перекрывая и не открывая каналы в гидроблоках.
Проще говоря, соленоид заклинивает, и может произойти отказ трансмиссии. Если соленоид работает недостаточно точно, автомат будет дымить, коробка передач будет заедать при переключении и т.д.
Для устранения проблемы необходимо разобрать гидробокс и прочистить каналы. Затем проверяется работоспособность соленоидов и принимается решение о ремонте или замене проблемных компонентов.
Проблемы ЭБУ коробки «автомат», датчиков, электрических цепей
Давайте начнем с типичных проблем. Прежде всего, страдает проводка, по которой питание идет к соленоидам. Проводка к соленоидам прокладывается от ЭБУ коробки передач, а сам блок посылает электрические импульсы, управляющие их работой.
Как правило, проводка к соленоидам имеет тенденцию окисляться, что может привести к их повреждению. Проще говоря, если нет контакта, автоматическая коробка будет работать со сбоями.
Реже выходит из строя сам ЭБУ. Как правило, причиной этого может быть влага, механические повреждения, сильный перегрев или попытки непрофессионального укрепления (сколы).
Наконец, следует отметить, что ЭБУ автоматической коробки передач тесно связан с ЭБУ двигателя и также получает показания от различных датчиков ЭБУ. Это означает, что выход из строя тех или иных отдельных устройств (например, датчика скорости, ДПДЗ и т.д.) также может привести к неисправности автоматической коробки передач.
Подведем итоги
Понятно, что причин для пинка автоматической коробки передач довольно много. Как правило, если автоматическая коробка передач начинает работать неисправно, на приборной панели загорается предупреждающая лампа A/T или лампа «check» двигателя. Световой индикатор указывает на неисправность, а компьютерная диагностика позволяет считывать коды неисправностей.