Адсорбер паров бензина

При контакте бензина с воздухом он выделяется в виде паров, которые, попадая в воздух, ухудшают окружающую среду. Для их улавливания в системе вентиляции топливного бака устанавливается адсорбер. Во многих европейских странах использование этого устройства в автомобиле является обязательным на законодательном уровне и обусловлено воздействием экологических стандартов Евро-2 и выше. Знание механизма работы адсорбера и того, зачем он нужен, позволит вам легко выявить неисправности, а также лучше понять его преимущества.

Адсорбер паров бензина

Зачем нужен адсорбер?

Адсорбер изначально был задуман как кивок в сторону экологических норм и, в частности, стандартов Евро-2. Вообще говоря, двигатель может быть настроен и на работу без него. Но в соответствии с действующими нормами любая утечка паров недопустима. Кроме того, адсорбер предотвращает попадание паров топлива в салон, что, как вы понимаете, тоже неприятно. Если в старых автомобилях, еще карбюраторного типа, такой системы в принципе не существовало, то во всех современных инжекторах она обязательна.

Адсорбер паров бензина

Принцип работы адсорбера в автомобиле

Прежде всего, важно понимать, что «абсорбер» — это раствор, который предполагает поглощение через весь объем, в то время как «адсорбер» предполагает распределение по поверхности. Точнее, ошибочно называть устройство для поглощения паров топлива «абсорбером» или абсорбирующим фильтром в автомобиле.

На самом деле, когда речь идет о том, что такое абсорбер в автомобиле, следует отметить, что автомобиль — это «адсорбер» (адсорбент), поскольку «абсорбер» не может быть использован для решения задачи, возложенной на это устройство.

Поэтому еще раз повторю, что в автомобиле устройство правильно называть ADsorber, адсорберный клапан и т.д. Двигайтесь дальше. Установка адсорбера является обязательной в современных автомобилях. Кроме того, адсорбер в автомобиле должен быть установлен в соответствии с законом во многих странах со стандартом Евро-2 и выше.

Каждый автовладелец должен знать назначение адсорбера, его конструкцию, характерные и частые симптомы неисправности. Проще говоря, адсорбер в автомобиле — это угольный фильтр, который предотвращает выход паров бензина из бака в атмосферу.

Это приводит к отсутствию запаха бензина (особенно летом) вблизи автомобиля и в салоне, улучшению экологичности, повышению безопасности и т.д. Общая конструкция адсорбера включает следующие компоненты:

  • сепаратор паров бензина;
  • абсорбирующий элемент в виде контейнера с абсорбирующим веществом;
  • вентиляционный клапан;
  • электромагнитный клапан продувки, который расположен между адсорбером и впускным коллектором;
  • шланги и трубопроводы, соединяющие адсорбер с бензобаком, впускным коллектором и атмосферой.

Проще говоря, вся система EVAP работает следующим образом:

  • Когда двигатель выключен, бензин испаряется в топливном баке, пары поднимаются вверх и собираются у горловины;
  • Возле заливной горловины топливного бака устанавливается сепаратор, который отделяет жидкий компонент, который оседает в виде конденсата, а затем по отдельным трубопроводам стекает обратно в топливный бак;
  • Оставшийся пар, не осевший в сепараторе, попадает в адсорбер через выход пара, где собирается на поверхности адсорбента.
  • При запуске двигателя и достижении им определенной скорости активируется электромагнитный клапан продувки адсорбера. Этот клапан не работает, когда двигатель находится в режиме холостого хода.
  • Затем воздух (между впускным коллектором и атмосферой) подается в элемент адсорбера через выпускной клапан благодаря вакууму, что позволяет продуть адсорбер.
  • Затем воздух и пары бензина из адсорбера поступают во впускной коллектор и далее в камеру сгорания двигателя. ЭБУ двигателя учитывает эту особенность и регулирует состав топливно-воздушной смеси.Адсорбер паров бензина

Устройство адсорбера

Современное адсорбционное оборудование использует в качестве абсорбентов различные материалы, от активированного угля до природных минералов. Активированный уголь, разновидность углеводорода с пористой внутренней структурой, является идеальным кандидатом на эту роль в автомобильном адсорбере. Адсорбер представляет собой пластиковый цилиндрический контейнер, который находится в моторном отсеке рядом с приводом. На некоторых моделях адсорбер можно найти рядом с топливным баком, но некоторые детали по-прежнему располагаются в пространстве под капотом.

Схематически абсорбер паров топлива состоит из следующих компонентов: гравитационный датчик; сепаратор с аварийным клапаном; сам фильтр (обычно из измельченного активированного угля); электромагнитный выпускной клапан; соединительные линии.

Сепаратор — это конструкция, предназначенная для сбора сконденсированного бензина, чтобы отправить его обратно в топливный бак. Функция гравитационного манометра заключается в том, чтобы контролировать давление паров бензина внутри бака и, при необходимости, сбрасывать его, чтобы уменьшить вероятность повреждения. Фильтрующий элемент представляет собой емкость подходящего размера с адсорбирующим веществом на дне для поглощения паров бензина/бензина с целью их конденсации и последующего отделения.

Особое внимание следует уделить аварийному клапану. В обычных ситуациях он не работает, но в аварийной ситуации, когда существует риск утечки топлива (например, при опрокидывании автомобиля), он работает, полностью перекрывая топливопровод. Роль соединительных труб вполне очевидна — соединить все компоненты адсорбера.

На что влияет топливный адсорбер

При исправном адсорбере вы вряд ли поймете, что он есть. Но поскольку адсорбер в автомобиле отвечает за снижение давления в баке, конденсацию паров бензина и рециркуляцию топлива, естественно, что его наличие помогает снизить расход топлива и повысить безопасность всей топливной системы.

Однако все меняется, когда какая-либо часть адсорбера начинает давать сбои или полностью выходит из строя. Наиболее распространенной проблемой является электромагнитный клапан, но нередко встречается засорение полости фильтрующей камеры или трубопроводов. Понятно, что это не самым положительным образом сказывается на работе двигателя, поскольку нарушается естественный поток топлива. Давление в баке также может выходить из-под контроля устройства, что также не очень хорошо с точки зрения безопасности.

Классификация адсорберов

Охрана окружающей среды, несомненно, является очень важной темой для нашей страны. Это должно волновать всех, особенно владельцев транспортных средств. Ежегодно автотранспорт выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных выхлопных газов, которые не сделают наш мир лучше. Именно поэтому каждый современный автомобиль оснащен системой EVAP, в которой адсорбер играет ключевую роль. В зависимости от его состава различают следующие типы деталей:

  • с гранулированным стационарным адсорбером;
  • с гранулированным мобильным адсорбентом;
  • с мелкозернистым адсорбентом, нижний слой которого всегда находится в состоянии кипения.

Первый тип деталей считается наиболее эффективным и используется большинством автопроизводителей по всему миру. Второй и третий типы деталей также способны предотвратить выход паров топлива в атмосферу. Однако как кипящие, так и движущиеся вещества имеют тенденцию попадать в атмосферу вместе с обработанными парами. Поэтому для поддержания системы улавливания паров в автомобиле необходимо регулярно проверять количество активного вещества. Для этого необходимо каждый раз удалять адсорбер.

Неисправности электромагнитного клапана

Если адсорбер работает непрерывно большую часть времени, клапан продувочного газа может легко перестать работать. Это может привести к повреждению бензонасоса. Если адсорбер не вентилируется должным образом, бензин будет постепенно накапливаться во впускном коллекторе.

Это приводит к появлению довольно неприятных симптомов:

  • Существует так называемая задержка на холостом ходу.
  • Нарушено сцепление с дорогой (автомобиль постоянно теряет мощность).
  • Когда двигатель работает, звук работающего клапана не слышен.
  • Заметно увеличивается расход топлива.
  • При открывании крышки топливного бака раздается шипящий и свистящий звук.
  • Датчик топливного бака живет своей жизнью (он может показывать, что бак полон, а через секунду в нем уже ничего нет).
  • В салоне автомобиля присутствует неприятный бензиновый «аромат».

Иногда, с другой стороны, фильтрующий элемент издает чрезмерно громкий звук, что также не является нормой. Чтобы убедиться, что причиной проблемы является именно неисправный клапан, а не компонент привода клапанов, просто резко ускорьтесь. Если звуковой эффект не изменился, проблема, скорее всего, в клапане сброса давления.

В этом случае рекомендуется слегка подтянуть регулировочный винт устройства. Однако не затягивайте его более чем на пол-оборота. Чрезмерная затяжка приведет к ошибке контроллера. Если такие манипуляции не помогли, следует провести более детальную диагностику.

Как проверить адсорбер

Теперь перейдем непосредственно к алгоритму тестирования адсорбера (другое его название — аккумулятор паров топлива). Главная задача — проверить, что его корпус герметичен и не пропускает пары топлива в атмосферу. Таким образом, для его проверки следует использовать следующий алгоритм:

Адсорбер паров бензина

Корпус атмосферного фильтра

  • Отсоедините минусовую клемму от автомобильного аккумулятора.
  • Сначала отсоедините все шланги и контакты к абсорберу, затем снимите аккумулятор паров топлива. Эта процедура будет выглядеть по-разному в зависимости от расположения узла и монтажных инструментов, используемых для его крепления.
  • Эти два соединения должны быть плотно закрыты (загерметизированы). Первый идет непосредственно к окружающему воздуху, а второй — к электромагнитному клапану.
  • Затем подайте легкое давление воздуха на соединение, идущее к топливному баку, с помощью компрессора или насоса. Не допускайте избыточного давления! Безотказное реле давления не должно иметь утечек из корпуса, т.е. оно должно быть герметичным. При обнаружении такой утечки узел, скорее всего, придется заменить, поскольку его не всегда возможно отремонтировать. Это особенно актуально, если адсорбер изготовлен из пластика.

Также необходимо провести визуальный осмотр поглотителя давления. Это относится, в частности, к его корпусу и, в частности, к любым пятнам ржавчины на нем. Если это так, стоит разобрать абсорбер, избавиться от этих пятен ржавчины и покрасить кузов. Важно проверить, что углерод из аккумулятора паров топлива не просачивается в трубопроводы системы EVAP. Это можно сделать, проверив состояние клапана адсорбера. Если в нем содержится указанный углерод, необходимо заменить пеноотделитель в адсорбере. Однако практика показывает, что лучше заменить адсорбер целиком, чем заниматься самодеятельным ремонтом, который не принесет пользы в долгосрочной перспективе.

Как проверить клапан адсорбера

Если после проверки адсорбер признан более или менее исправным, имеет смысл проверить его электромагнитный клапан продувки. Стоит сразу оговориться, что из-за особенностей конструкции некоторых автомобилей некоторые этапы могут меняться, присутствовать или отсутствовать, но в целом логика проверки всегда остается неизменной. Итак, чтобы проверить клапан атмосферного фильтра, необходимо выполнить следующие действия:

Адсорбер паров бензина

Клапан адсорбера

  • Визуально проверьте целостность резиновых шлангов, входящих в систему улавливания паров топлива, особенно тех, которые подходят непосредственно к клапану. Они должны быть целыми и обеспечивать герметичность системы.
  • Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора. Это необходимо для предотвращения ложной диагностики системы и сохранения соответствующих ошибок в электронном блоке управления.
  • Снимите абсорбер (обычно он расположен с правой стороны двигателя, где установлены компоненты воздушной системы, в частности, воздушный фильтр).
  • Отключите электропитание самого клапана. Это делается путем отсоединения электрического разъема (так называемого «штекера») от клапана.
  • Отсоедините впускной и выпускной воздушные шланги от клапана.
  • Попробуйте нагнетать воздух в систему через клапан (в отверстия шлангов) с помощью насоса или медицинской «воздуходувки». Важно обеспечить герметичность подачи воздуха. Для этого можно использовать хомуты или герметичный резиновый шланг.
  • Если с клапаном все в порядке, он будет закрыт, и воздух через него не будет проходить. Если нет, то механическая часть вышла из строя. Можно попытаться отремонтировать его, но это не всегда возможно.
  • Электричество должно подаваться на клеммы клапана от источника питания или аккумулятора через провода. Вы должны услышать щелчок при замыкании цепи, что означает, что клапан открылся. Если это не так, возможно, у клапана не механическая, а электрическая неисправность, т.е. перегорел соленоид.
  • Когда клапан подключен к электричеству, попробуйте вдуть в него воздух, как описано выше. Если он работает и, следовательно, открыт, это должно быть возможно без каких-либо проблем. Если он не откачивает воздух, это означает, что клапан вышел из строя.
  • Затем клапан следует обесточить, при этом снова раздастся щелчок, свидетельствующий о закрытии клапана. Если это произошло, то клапан работает.

Клапан управления давлением можно также проверить с помощью мультиметра или омметра — прибора, измеряющего величину сопротивления изоляции электромагнита клапана. Приложите щуп к выводам катушки (там, где соединяются провода, выходящие из электронного блока управления, бывают разные конструкции) и проверьте сопротивление изоляции между ними. В нормальном, исправном клапане это значение должно составлять около 10…30 Ом или немного выходить за пределы этого диапазона. Если значение сопротивления низкое, то соленоид неисправен (короткое замыкание). Если значение сопротивления очень высокое (в кило- или даже мегаоммах), то это неисправность катушки. В обоих случаях соленоид, а значит и клапан, будет непригоден для использования. Если он впаян в корпус, единственным вариантом является полная замена клапана на новый.

Обратите внимание, что на некоторых автомобилях значение сопротивления изоляции катушки клапана может быть высоким (в частности, до 10 кОм). Проверьте эту информацию в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Поэтому, чтобы узнать, как проверить, исправен ли предохранительный клапан, нужно разобрать его и проверить в гараже. Самое главное — знать, где находятся его электрические контакты, и провести механическую проверку устройства.

Проверяем работоспособность адсорбера

Чтобы быть уверенным, что неисправность связана именно с клапаном этого компонента, можно отправить автомобиль на полную диагностику. Но это дорого, поэтому давайте сначала попробуем сами определить возможные проблемы.

Сначала проверьте, генерирует ли контроллер ошибки типа «контроль разомкнутой цепи». Если все в порядке, используйте ручной тест. Просто подготовьте мультиметр, отвертку и несколько проводов. Затем следует выполнить несколько простых шагов:

  • Поднимите капот автомобиля и найдите нужный клапан.
  • Отсоедините жгут проводов от этого компонента. Для этого сначала необходимо отсоединить специальный кронштейн на креплениях блока.
  • Убедитесь, что на клапан подано напряжение. Для этого включите мультиметр и переведите его в режим вольтметра. Затем подключите черный щуп прибора к заземлению автомобиля, а красный щуп — к разъему с маркировкой ‘A’, который находится на жгуте проводов. Следующий шаг — запустить двигатель и посмотреть, что показывает манометр. Напряжение должно быть таким же, как у батареи. Если его нет вообще или он слишком низкий, возможно, вам придется искать более серьезную проблему. Если напряжение в норме, можно переходить к следующему шагу.

Адсорбер паров бензина

  • Снимите продувочный клапан. Чтобы снять его, ослабьте зажимы с помощью отвертки. Затем вы можете легко сдвинуть клапан немного вверх и с помощью небольшой ручки плавно вытащить его. Затем следует подключить устройство непосредственно к клеммам аккумулятора. Один провод идет к продувочному клапану (к «+»), а другой подключен к «минусу». Затем эти два провода подключаются к соответствующим клеммам аккумулятора. Если щелчка нет, значит, клапан полностью неисправен и его лучше заменить.

Ставим новый клапан адсорбера

Для замены этого компонента не обязательно обращаться в мастерскую. Вы можете сделать эту работу самостоятельно с помощью нескольких крестовых отверток. Вам также потребуется приобрести новый клапан (его маркировка должна быть точно такой же, как на старом устройстве).

Адсорбер паров бензина

  • Найдите адсорбер.
  • Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  • Отсоедините жгут проводов, нажав на защелку и потянув устройство на себя.
  • Ослабьте крепления электромагнитного клапана и отсоедините шланги.
  • Снимите старый блок (кронштейн будет снят вместе с ним) с абсорбера.
  • Установите новый блок и выполните сборку в обратном порядке.

Последствия демонтажа адсорбера

Ряд водителей считают, что любые меры, направленные на улучшение экологии автомобиля, негативно сказываются на производительности силового агрегата. В частности, адсорбер, необходимость которого вытекает из требований экологических стандартов, подвергся такой критике. Пессимисты утверждают, что это устройство не только бесполезно, но и фактически вредно, поскольку вместо экономии топлива оно вызывает чрезмерный износ, вместо улучшения динамики — снижение приемистости двигателя и т.д.

В результате они просто демонтируют устройство (или электромагнитный клапан). Насколько оправданы такие действия, есть ли в них логика? С точки зрения работы двигателя, если адсорбер работает, воздействие практически нулевое, так как практически нет влияния на топливную систему с точки зрения подачи бензина в двигатель. Экономит ли это деньги? Теоретически да, но только в небольшой степени, потому что часть бензина не испаряется, а возвращается в топливный бак.

На практике это довольно трудно проверить, особенно в количественном отношении. И если верить отзывам автовладельцев, то положительные истории встречаются гораздо реже, чем отрицательные, хотя степень надежности гораздо выше. В любом случае, не следует ожидать от адсорбера чудес, особенно когда речь идет о расходе топлива. И, честно говоря, его экологический вклад вряд ли можно назвать количественно измеримым, особенно по сравнению с работой каталитического нейтрализатора.

Что касается утверждений о том, что устройство вредно, то они представляются необоснованными. Вы можете удалить адсорбер и в 99% случаев не почувствуете никаких изменений в поведении двигателя. Однако существует мнение, что поскольку пары бензина теперь не будут конденсироваться, вы устранили все искусственные препятствия (клапаны, датчики, сепаратор, фильтр) на пути топлива к камере сгорания.

Сама процедура отключения адсорбера заключается в добавлении фильтра тонкой очистки (подходит для карбюраторных моделей ВАЗ) в шланг, выходящий из сепаратора. В этом случае пары бензина безопасно улетучиваются в атмосферу. Шланг, выходящий из электромагнитного клапана, просто сжимается. Но поскольку работа адсорбера контролируется бортовым компьютером, такое изменение конструкции будет интерпретировано как неисправность с соответствующей подсветкой Check Engine.

Чтобы устранить эту неисправность, необходимо выполнить перепрошивку ЭБУ. Есть пара несомненных минусов: вы будете вносить «реальный» вклад в ухудшение окружающей среды. Незначительно, но все же; вы почувствуете запах бензина/салата внутри; тот же запах будет заметен рядом с машиной, но не явно.

Есть и преимущества, отмеченные многими пользователями: когда адсорбер находится в моторном отсеке, он освобождает много дефицитного пространства, когда его убирают, так как сама банка с активированным углем имеет солидные размеры; нестабильный холостой ход приводного механизма, как правило, исчезает; нет необходимости заменять неработающий клапан или другие компоненты устройства. Следовать ли рекомендациям доморощенных экспертов или автофанатов — решать вам, но если вы действительно относитесь к категории людей, равнодушных к глобальным проблемам, в том числе экологическим, то адсорбер топлива — полезная, если не обязательная часть конструкции вашего автомобиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: