Тракторы УМЗ — это многоцелевые колесные машины, выполняющие сельскохозяйственные и транспортные работы. Создателем тракторов был Южный машиностроительный завод, также известный как завод имени Брежнева. Компания производила не только тракторы.
Ключевой продукцией были ракеты и ракетные двигатели, а также другая высокотехнологичная продукция, в разработке и производстве которой были задействованы конструкторы, механики и инженеры советского государства того времени. Другие названия Южмаша: Южмаш, ДАЗ (Днепропетровский автомобильный завод).
По мнению, сложившемуся за годы производства тракторов, тракторы «Южмаша» считались лучшими в Украине и соседних странах. Тракторы УМЗ экспортировались в страны Балтии, Россию, Казахстан, Узбекистан и Польшу. Некоторые из них даже экспортировались за границу, например, на Кубу, в Китай и Японию. Через два года после премьеры первого YMZ 6 было выпущено 100 000 экземпляров этой машины.
Начало производства началось с запуска линии по производству тракторов МТЗ-5ЛК в начале 1960-х гг. Эти тракторы выпускались Минским тракторным заводом совместно с украинскими инженерами и механиками. Маркировка машин была сохранена, и тракторы, сошедшие с МТЗ, стали называться «белорусскими».
Позже производство и экспорт знаменитого «белоруса» продолжился после создания собственного трактора на «Юзмаше». В конце 1970-х годов бренд ЯМЗ окончательно родился, и сегодня машины с этой торговой маркой можно купить в хорошем состоянии по всей стране.
Тракторные машины ЯМЗ были признаны лучшими в свое время и получили «Знак качества». Кроме того, они неоднократно признавались лучшей сельскохозяйственной машиной года. Машины имели долгий срок службы, потому что производственной базой было оборонное предприятие с лучшими специалистами, материалами и новейшими техническими разработками.
Модельный ряд
Модельный ряд тракторов ЯМЗ был поистине обширным. Условно его можно разделить на две категории — оригинальный МТЗ 5 LS и ЯМЗ 6, включающий некоторые модификации машины:
- МТЗ-5ЛС «Беларусь» — Под этой торговой маркой мир увидел оригинальную модель MTZ-5LS;
- ЮМЗ-6Л «Беларусь»;
- УМЗ-6М «Беларусь» (закругленная радиаторная решетка, как на модификации 6Л);
- ЮМЗ-6АЛ ;
- ЮМЗ-6АМ (то же, что и модификация AL, отличается прямоугольным капотом, более удобным рулем, измененной панелью приборов);
- ЮМЗ-6КМ;
- УМЗ-6КЛ (то же, что и модели мощностью 6 л.с., улучшенная обзорность кабины, без дополнительного оборудования, приспособлен для работы на бульдозере и экскаваторе).
Аббревиатура «L» указывает на наличие двигателя стартера, а «M» — на наличие электрического стартера.
Базой для ЯМЗ 6 и его модификаций послужил МТЗ-5. Производство грузовиков было окончательно прекращено в 2001 году. С тех пор в коммунальных и частных хозяйствах можно встретить только подержанные тракторы ЯМЗ.
Известно, что производственная документация YMZ6 была продана в Швецию в 1974 году. Этот трактор послужил основой для разработки будущего трактора Volvo VM700.
На фотографии изображен трактор ЯМЗ-6АКМ, убирающий снег.
Технические характеристики
Тракторы УМЗ не зря завоевали свою популярность: это одни из самых простых в управлении, надежных и выносливых машин, выполняющих широкий спектр полевых работ.
Кроме того, они могут работать в различных температурных режимах, на рынке представлено огромное количество запасных частей для этой техники, а также множество видов навесного оборудования. В настоящее время Омский завод производит машины по лицензии Южмаша.
Завод транспортной техники выпускает модели тракторов ЗТМ60/62, которые являются точной копией ЯМЗ6. Эти машины считаются одними из самых надежных в России.
Размеры, вес
- Общие размеры трактора YMZ: D4140/SH1884/V2750. Возможны незначительные отклонения в размерах в зависимости от модификации.
- Вес машины составляет от 3400 кг до 3900 кг.
- Тяговый класс трактора — 1,4.
- Колесная база — 2450 мм, дорожный просвет — 64,5 мм.
- Радиус поворота 5000 мм.
Двигатель
YMZ6 был оснащен четырехтактным дизельным двигателем. Функция турбонаддува отсутствовала. Признаки установленных двигателей: D-65N, SMD-15N, D-65L.
- Мощность двигателя: от 60 до 62 лошадиных сил.
- Рабочий объем двигателя — от 4,94 л до 4,75 л.
- Скорость вращения вала — 1 800 об/мин.
- Расход топлива, в зависимости от модификации: от 3,8 до 4,2 литров в час.
- Объем топливного бака составлял 90 литров.
Передача
Трансмиссия — пятиступенчатая с двойной понижающей передачей (не все модели, только последнее десятилетие производства).
Шасси и трансмиссия
Все автомобили были заднеприводными, и то же самое можно сказать о последних моделях.
- Сцепление двухскоростное, сухое.
- Трактор мог двигаться на 5 передачах вперед и 1 назад.
- Тормоза: дисковые, сухие.
Кабина
Кабина трактора УМЗ6 застекленная, герметичная, количество мест — 1. Сиденье оператора мягкое. Приборная панель и рулевое колесо, а также рычаги переключения передач находятся перед оператором. На российских моделях YMZ6 часто встречается подогреваемый чехол на сиденье оператора.
Органы управления трактором
1 — шасси, 2 — коробка передач, 3 — сцепное устройство, 4 — рулевой механизм, 5 — двигатель
Управление трактором — это рулевое управление. При заказе напрямую с завода можно было выбрать тип рулевого управления: механическое или гидравлическое. Рулевое колесо является гидравлическим и может быть отрегулировано под рост оператора.
Рекомендуется использовать трактор на склонах до 10 градусов, но практическое использование показывает, что машина прекрасно маневрирует даже на более крутых склонах.
Навесное оборудование
Трудно выделить наиболее популярные вложения. В связи с широким спектром применения YMZ6, количество навесного оборудования достаточно велико.
Наиболее популярными из них являются:
- двух-, трехшарнирные плуги;
- наездники;
- снеговые лопаты;
- трейлеры;
- тележки;
- сеялки;
- картофелесажалки;
- копатели корнеплодов;
- бороны;
- косилки
- сенокосные плуги;
- разбрасыватели удобрений.
Особенности эксплуатации и обслуживания
Трактор UMZ должен эксплуатироваться в соответствии со следующими принципами
- переключение передач осуществляется только при выключенном сцеплении;
- Двигатель работает на холостом ходу не более 15 минут;
- После снижения нагрузки дайте двигателю поработать несколько минут при низкой нагрузке, прежде чем выключать его;
- Когда трактор находится в движении, в кабине может находиться только один человек;
- Регулярно смазывайте механизмы и основные узлы трактора, используйте многоцелевую смазку (со специальной маркировкой для разных сезонов);
- Запускайте пусковой двигатель только тогда, когда рычаг коробки передач находится в нейтральном положении;
- Бензин A76, A72 или, при отсутствии такового, A92, смешайте вместе 20 частей бензина и одну часть дизельного топлива, чтобы получить топливную смесь для запуска двигателя, затем добавьте ее в стартер;
- Перед заливкой в бак дизельного двигателя топливо должно отстояться около 48 часов;
- масло для ДД — ГОСТ 305-82, масло для ПД — ГОСТ 2084-77;
- для редукторов — ТЭП-15 или ТАП-15В.
Техническое обслуживание трактора ЮМЗ6 выполняется контроль состояния таких параметров:
- давление в шинах;
- контроль механизма задней навески;
- уровень топлива;
- контроль за движением всех механизмов; состояние крепежа;
- работа двигателя;
- сезонное техническое обслуживание по мере необходимости;
- раз в год — профилактика поломки трансмиссии.
Новые модели требуют обкатки для продления срока службы трактора, в ходе которой все детали шлифуются и обрабатываются. Эта процедура занимает около 6-8 часов, в течение которых трактор работает на 50% своей мощности. По окончании процедуры необходимо заменить моторное масло.
Для тракторов, бывших в употреблении, нет необходимости проводить процедуру обкатки.
В конце рабочего сезона трактор должен пройти процедуру мотыжения. Очистите его, поставьте в сухое место, слейте масло, отсоедините провода свечей зажигания и смажьте детали для предотвращения коррозии.
Основные неисправности тракторов ЮМЗ и их устранение
Ниже мы рассмотрим основные неисправности, которые могут возникнуть при эксплуатации тракторов УМЗ, а также способы их устранения:
- двигатель не запускается — возможно, он недостаточно прогрет или засорены топливные фильтры;
- дизельный двигатель работает нерегулярно, не работает на полную мощность — проверьте топливный фильтр, состояние топливного насоса
- двигатель не запускается — проверьте винты карбюратора, замените прокладку, проверьте свечи зажигания, при необходимости очистите или замените;
- сцепное устройство не удерживается в поднятом положении — замените прокладки, проверьте состояние шланговых соединений.
На видео показан рабочий процесс трактора YMZ6 с роторной косилкой.