Основанный в 1946 году, Минский тракторный завод входит в десятку крупнейших производителей колесной сельскохозяйственной техники. Первой моделью для массового рынка стал МТЗ-5, который был выпущен в количестве более 644 000 единиц. Заслуживают внимания модели МТЗ с конструкцией, приспособленной для работы в различных климатических зонах. Универсальность и надежность тракторов позволяет заводу удерживать до 10% мирового рынка колесной сельскохозяйственной техники.
Модельный ряд
Завод МТЗ предлагает своим клиентам колесные и гусеничные тракторы и специальные машины на их основе, а также лесозаготовительную технику. Модели тракторов «Беларус» оснащены дизельными двигателями собственного производства. Многие модели оснащены импортными двигателями Lombardini, Caterpillar и другими. Последние модели тракторов оснащены импортными узлами и компонентами, что увеличивает срок гарантии до 5 лет. Новые тракторы оснащены герметичными кабинами с системой микроклимата, которая улучшает условия работы оператора.
МТЗ-2
Это колесная машина общего назначения, которая производилась одновременно в Минске и Днепропетровске. Трактор был разработан в конструкторском бюро МТЗ в начале 1950-х гг. Это был первый отечественный трактор универсального типа на пневматическом шасси. В это же время была выпущена версия МТЗ-1 с уменьшенной передней колеей. Трактор использовался для работы с высокостебельными культурами (например, подсолнечником). Обе модификации попали в категорию 1,4-тонного тягача.
В качестве силовой установки использовался 2-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 37 л.с. Двигатель запускался бензиновым стартером мощностью 10 л.с. Двигатель агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Была также одна передача заднего хода. Коробка передач имела вал отбора мощности, установленный на задней крышке. Кроме того, имелся боковой вал, оснащенный шкивом. Он использовался для работы стационарного оборудования: водяных насосов, молотилок и генераторов.
Подвеска оси была жесткой при изменении траектории движения. Изменение направления происходило с помощью передних колес, рулевое управление было механическим. Открытое сиденье оператора располагалось между защитными кожухами задних колес. Трактор оставался в производстве до 1958 года. Причинами снятия с производства были низкая скорость, высокий расход топлива и высокий износ металла.
МТЗ-5
Колесный трактор с приводом на заднюю ось. Производится Минским тракторным заводом и машиностроительным заводом в г. Южный с 1958 года. Вес машины составлял 1,4 т. Он оснащался двумя типами 4-цилиндровых дизельных двигателей. Двигатели унифицированы и отличаются компонентами топливного и газораспределительного механизма. Ранняя версия имеет мощность 45 л.с., а двигатель D-48 немного мощнее — 48 л.с. Двигатели могут запускаться бензиновым или электрическим стартером.
Базовая модель послужила основой для ряда модификаций. Версия 5K отличалась использованием отдельной гидравлической системы. Последующие версии 5M и 5L отличались системой запуска двигателя. Машины были оснащены открытой кабиной без ветрового стекла и предохранительной планки. Заводы выпускали версии 5MS и 5LC, которые имели закрытую кабину с 2 боковыми дверями. По запросу трактор может быть оснащен дополнительной осью для навешивания гусеничного движителя.
Увеличенная мощность двигателя и гидравлической системы расширила диапазон применения трактора. Также были добавлены вилочный погрузчик, трелевочный трактор и многие другие единицы оборудования. Шасси трактора использовалось для установки гидравлических экскаваторов. Минский завод прекратил производство этой модели в 1962 году, а днепропетровское предприятие выпускало тракторы до 1972 года. Эти машины получили обозначение ЯМЗ-5 «Беларусь».
МТЗ-7
Это была первая модель Минского завода с системой полного привода, созданная на базе модели 5. Передний ведущий мост был создан на основе деталей легкового автомобиля ГАЗ-67. Передние шины имели больший диаметр и направленный рисунок протектора. У него не было настроек для трека, что ограничивало применение автомобиля. Испытания автомобиля показали недостаточную прочность моста, который был заменен узлом от ГАЗ-63. Производство машин с таким мостом и закрытой кабиной началось в конце 1950-х годов.
Использование усовершенствованной оси позволило изменять колею передних колес путем перемещения дисков. Грузовики были оснащены дизельным двигателем со стартером и электрическим стартером. Обозначение грузовиков было 7M и 7L соответственно. Коробка передач имела дополнительную пару шестерен для привода раздаточной коробки, которая располагалась сбоку картера. Выходной вал коробки передач соединен с передним мостом карданным валом, заимствованным у ГАЗ-63.
Использование переднего моста с другой схемой потребовало внесения изменений в систему рулевого управления и редуктора, который был дополнен червяком с правым направлением спирали. Задние колеса не были оснащены дополнительным балластом. Отличие от модели 5 заключалось в подвеске передней оси, основанной на двух поперечно установленных рессорах.
Тракторы были оснащены закрытой кабиной, которую можно было снять с машины. В кабину был добавлен дополнительный рычаг управления раздаточной коробкой. Производство полноприводных тракторов продолжалось в течение 2 лет, всего было построено чуть менее 2 800 машин.
МТЗ-40
Переходная модель от 5 серии к 50 версии, производилась в Минске в течение короткого периода. Это был колесный трактор тягового класса весом 0,9 тонны. Тракторы были оснащены 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 48 л.с. Расход топлива был снижен по сравнению с предыдущими моделями. Обновлено устройство каналов подачи топлива и газораспределения в головном блоке.
Особенностью трактора стала возможность работы с навесным оборудованием для автомобилей более высокого тягового класса. В конструкции рулевого управления был использован гидравлический усилитель, что облегчило работу оператора. Машина стала прототипом трактора Т-40, который выпускался на Липецком тракторном заводе.
МТЗ-90
Многоцелевая колесная машина, относящаяся к категории тягачей грузоподъемностью 1,4 т. Трактор может использоваться в сельском или коммунальном хозяйстве, на строительных работах или лесозаготовках. Он доступен в двух версиях: заднеприводной (модель 90) и полноприводной (модель 92).
Трактор оснащен 4-цилиндровым, 4-тактным дизельным двигателем D-243 с атмосферной системой впуска и мощностью 90 л.с. Двигатель соответствует стандартам выбросов Stage 0, а автомобиль оснащен механической коробкой передач, которая обеспечивает девять передач вперед и две назад. Трансмиссия имеет дополнительный демультипликатор, который увеличивает количество передач в 2 раза. Трансмиссия оснащена 2-скоростным ВОМ с независимой и синхронной работой.
Гидравлическая система состоит из насоса, расположенного на коробке, распределительного модуля и соединительных линий. Система включает в себя масляный бак объемом 21 литр. Жидкость из бачка используется для работы системы гидроусилителя руля гидростатического типа.
Трактор модели 90 не оборудован закрытой кабиной. Над сиденьем оператора находится солнцезащитный козырек, установленный на боковых опорах. Топливный бак под кабиной имеет емкость 130 литров. Заднее сцепное устройство позволяет крепить оборудование и прицепы весом до 3 200 кг. По специальному заказу трактор может быть оснащен грузами, гидравлической сцепкой или комбинированной сцепкой.
МТЗ-102
Полноприводный колесный трактор МТЗ представляет собой модернизированную версию модели 82. Производство этого агрегата началось в 1984 году, тогда же была разработана модификация МТЗ-100, оснащенная задним приводом.
Отличия модели 100/102 от модели 80/82 заключаются в следующем:
- гидростатическое рулевое управление;
- дизельный двигатель с турбонаддувом;
- модернизированная гидравлическая система;
- кабины с дополнительной изоляцией.
4-цилиндровый дизельный двигатель развивал мощность 100 л.с. Двигатель был оснащен улучшенной системой смазки и деталями из износостойких материалов. Благодаря этим усовершенствованиям срок службы двигателя увеличился в 2 раза. Использование системы наддува позволило снизить расход топлива, а также увеличить время автономной работы трактора. Машины оснащены топливным баком увеличенной емкости до 156 литров. Коробка передач механическая и синхронизированная.
Кабина была закрытого типа, оснащенная силовой рамой. Сиденье водителя откидывается, с регулировкой высоты и угла наклона спинки и расстояния до педали. Производство моделей 100 и 102 было прекращено, выпускалась только трехколесная версия под названием 100X. Машина оснащена одним передним колесом с центральным расположением, которое установлено в рулевой вилке.
МТЗ-240
Модель 240 ошибочно относят к ранним тракторам МТЗ-80, которые оснащались 80-сильным 4-цилиндровым дизельным двигателем Д-240. Минский завод никогда не выпускал тракторы с обозначением МТЗ-240. Трактор модели 80 имеет задний привод, а модель 82 оснащена передним ведущим мостом. Система охлаждения двигателя D-240 имеет принудительную циркуляцию. Радиатор охлаждается воздушным потоком, создаваемым вентилятором.
На грузовиках используется 9-ступенчатая механическая коробка передач с дополнительным двухступенчатым демультипликатором. Коробка используется на многих моделях МТЗ. Передняя ось оснащена балансирной подвеской, а задняя ось жестко закреплена в картере коробки передач. В системе рулевого управления используется гидроусилитель, который позже был заменен на гидрообъемную систему.
Гидравлика — раздельного типа, состоящая из насоса, распределителя и исполнительных механизмов. Трактор оснащался различным навесным оборудованием, количество вариантов которого составляет более 200.
МТЗ-422
Малогабаритный универсально-пропашной трактор Беларус 422 с климатическим 4-цилиндровым дизельным двигателем Lombardini мощностью 50 л.с. Двигатель оснащен предкамерным смесеобразованием. Машина оснащена сцеплением с 1 рабочим диском. Сцепление постоянно включено и выключается только при переключении передач.
Коробка передач — 16-ступенчатая механическая, оснащенная муфтами для облегчения переключения передач. Редуктор заднего моста с блокировкой дифференциала и вспомогательный карданный вал установлены в одном корпусе с шестернями коробки передач. Вал рассчитан на 2 скорости в независимом режиме и 2 скорости в синхронном режиме. Колея трактора может быть установлена в 2 фиксированных положения путем перестановки колесных дисков.
Кабина закрытого типа, двери не имеют металлической рамы и выполнены из закаленного стекла. Сиденье и рулевую колонку можно отрегулировать в соответствии с ростом и весом оператора. Панель приборов с ЖК-экраном имеет 2 режима, обеспечивая дневное и ночное чтение. Кабина отапливается и вентилируется с возможностью установки кондиционера.
Модель 422 может быть оснащена сцепным устройством с поворотным или регулируемым дышлом или нерегулируемыми вилами. В качестве опции машина оснащается передней навеской и дополнительной передней коробкой отбора мощности. Для привода тормозов прицепного орудия может быть установлена пневматическая система с компрессором, установленным на двигателе. Версия трактора для дорожных и коммунальных служб оснащена оранжевыми стробоскопами и специальными шинами, которые не повреждают газоны.
МТЗ-622
Трактор Беларус 622 0,9т оснащен 4-цилиндровым двигателем Lombardini мощностью 63 л.с. Дизельный двигатель оснащен системой наддува с турбокомпрессором и форкамерной схемой впрыска топлива. Сферическая полость в днище поршня действует как форкамера. Коробка передач аналогична МТЗ-422.
Шасси трактора позволяет менять колею. Ширина передней колеи регулируется путем перемещения дисков, ширина задней колеи регулируется путем перестановки колес на полуосях. Тормозная система оснащена отдельными органами управления по бокам. Портальный передний мост с планетарными редукторами оснащен самоблокирующимся дифференциалом. Раздаточная передача позволяет отключить привод моста.
Гидравлика входит в стандартную комплектацию, а задняя навеска рассчитана на работу с оборудованием весом до 2 800 кг. Рулевое управление осуществляется с помощью гидравлического цилиндра и дозирующего насоса.
МТЗ-826
Вариант МТЗ-80/82 имеет комфортабельную кабину, измененную облицовку и модернизированную навеску. Особенностью является использование конических шестерен в переднем мосту. Технические характеристики трансмиссии и коробки передач не отличались от тракторов модели 80/82.
Гидравлическое оборудование включало узлы и распределительный модуль Bosch. По этой причине стоимость трактора возросла, и модель была снята с производства. Машина не получила широкого распространения, но ее можно найти на вторичном рынке. Отзывы владельцев о тракторе Беларус 826 положительные. Отмечается высокая долговечность трансмиссии и гидравлики, которая достигается при соблюдении правил технического обслуживания.
МТЗ-890
Это модернизированная версия колесного трактора МТЗ-80, оснащенная задними ведущими колесами. Одновременно выпускалась версия МТЗ-892 с системой полного привода. Тракторы были оснащены двигателем D-245 с турбокомпрессором и воздушным охладителем. Отличительной особенностью этой машины является полностью закрытый капот. Боковые части капота можно снять.
Трансмиссия — 9-ступенчатая механическая с опциональным 2-ступенчатым демультипликатором. Задняя ведущая ось оснащена блокируемым дифференциалом. Передняя полноприводная ось оснащена угловой коробкой передач и автоматическим дифференциалом. Привод моста отключается с помощью рычага из кабины.
Гидравлика оснащена тремя выходами для подключения внешнего оборудования. Задняя навеска оснащена механическими сцепными устройствами. Кабина закрыта и вентилируется с помощью системы фильтрации воздуха. В холодную погоду воздух нагревается системой отопления. Боковые окна и крыша открываются для дополнительной вентиляции.
МТЗ-900
Сельскохозяйственный и коммунальный трактор колесного типа, оснащенный задним ведущим мостом. Двухосная версия. Машина соответствует буксировочной мощности 1,4 т. Трактор оснащен 4-цилиндровым дизельным двигателем модели D-243. Турбокомпрессор и прямой впрыск топлива обеспечивают мощность 89 л.с. и крутящий момент 297 Н/м.
Трансмиссия — 7-ступенчатая механическая с синхронизатором. Также установлена 2-ступенчатая понижающая коробка передач с реверсом. Опционально предлагается с коробкой передач с повышенным передаточным числом. Редукторы могут увеличивать или уменьшать скорость до 1,32 раза в зависимости от конструкции. Для привода навесных орудий имеется односкоростной ВОМ. Предельный вес прицепного орудия составляет 3 200 кг.
Трактор может быть оснащен реверсивной трансмиссией, обеспечивающей девять передач вперед и восемь назад. Также доступна 16-ступенчатая реверсивная коробка передач, установленная на левой стороне коробки. Это обратимо.
Трактор может быть оснащен балансировочными грузами на задней или передней оси и дисковыми тормозами с узлами, помещенными в масляную ванну. Кабина закрытого типа отличается улучшенной отделкой, подачей свежего и подогретого воздуха. Система рулевого управления оснащена гидростатическим приводом с использованием импортных комплектующих. Завод МТЗ выпускает модель МТЗ-900.3 с задним приводом.
МТЗ-925
Почвообрабатывающий и универсальный трактор, относящийся к классу 2,0 т. Он оснащен дизельным двигателем D-245 с турбонаддувом мощностью 95 л.с. и объемом цилиндров 4,75 л. Воздушная система оснащена радиатором охлаждения. Двигатель обеспечивает запас крутящего момента не менее 25%.
Особенностью трактора является использование многоступенчатого планетарного редуктора в сцеплении, оснащенного фрикционными муфтами с гидравлическим управлением. Планетарный редуктор обеспечивает 3 дополнительных ряда. Механически синхронизированная коробка передач обеспечивает 7 передач переключения мощности. Трансмиссия и коробка обеспечивают в общей сложности 21 передачу вперед и 6 передач назад. Конструкция коробки позволяет переключать 3 скорости в каждом ряду без прерывания потока мощности.
Коробка оснащена валом для привода внешних блоков в независимом и синхронном режиме. Универсальная гидравлическая система оснащена подъемником для управления навесным оборудованием. Максимальный вес буксируемого оборудования составляет 4000 кг. Система оснащена насосом и единым расходным баком.
МТЗ-1220
Колесный трактор с двухосным приводом, относится к классу тягачей 2,0 т. Машины оснащены дизельным двигателем D-245 с жидкостным охлаждением мощностью 122 л.с. Двигатель имеет четыре цилиндра, оснащен турбокомпрессором и дополнительным радиатором для охлаждения воздуха. Силовой агрегат соответствует экологическим требованиям категории Stage II.
Двигатель оснащен сухим сцеплением, состоящим из 2 рабочих дисков. Сцепление передает крутящий момент на 16-ступенчатую механическую коробку передач. В качестве опции предлагается 24-ступенчатая синхронизированная коробка передач. Обе версии оснащены реверсивным ВОМ. Вал имеет одну скорость 540 об/мин. Трансмиссия может быть оснащена ограничителем хода для расширения диапазона мощности машины.
Передний ведущий мост оснащен планетарными редукторами в ступицах и дополнительным автоматическим дифференциалом. Устройство блокируется в случае проскальзывания колес с левой или правой стороны. Задняя ось оснащена блокируемым дифференциалом с несколькими режимами блокировки. Управление осуществляется оператором из кабины.
Гидравлическая система приводится в действие насосом с давлением 20 МПа и производительностью 56 л/мин. Система рулевого управления оснащена гидравлическим объемным цилиндром. Гидравлика подключена к одному питательному баку с объемом жидкости 29 литров.
В качестве опции грузовики могут быть оснащены кондиционером, мокрыми тормозами, обширной пневматической системой и двухколесным комплектом на задней оси.
МТЗ-2103
Трактор «Беларус 2103» с гусеничным шасси был запущен в серийное производство в 2010 году. Машина оснащена рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем D-260 с жидкостным охлаждением мощностью 212 л.с. Двигатель оснащен системой воздушного охлаждения с наддувом. Двигатель соответствует требованиям стандартов выбросов Tier II.
Гусеничная машина использует 16-ступенчатую синхронизированную механическую трансмиссию с восемью передачами заднего хода. Сухое сцепление, оснащенное 2 дисками, используется для передачи крутящего момента от двигателя к первичному валу коробки передач. Конструкция сцепления была усилена для передачи возросшего крутящего момента двигателя. Сцепление используется для привода независимого карданного вала, который соединен с задней навеской. Карданный вал имеет 2 скорости и управляется рычагом из кабины.
Машина выпускается в 8 вариантах, отличающихся конструкцией гусениц и перечнем дополнительного оборудования. По специальному заказу машина может быть оснащена стальной гусеницей с резинометаллическими шарнирами или усиленной резиновой гусеницей. Двигатель оснащен автономным подогревателем для облегчения запуска в холодную погоду. Кабина оператора может быть оборудована кондиционером с ручным управлением.
МТЗ-2522
Колесный трактор общего назначения, оснащенный двигателем Detroit Diesel S40E рабочим объемом 8,7 л. Двигатель развивает максимальную мощность 300 л.с. и долговременную мощность 265 л.с. Дизельный двигатель представляет собой 6-цилиндровый рядный агрегат с двумя распределительными валами и 24 клапанами. Для подачи воздуха используется переменный компрессор с системой воздушного охлаждения. Топливо подается через индивидуальные насос-форсунки с электронным управлением.
Трактор имеет гидромеханическую трансмиссию с 36 передачами вперед и 24 назад. Для переключения передач используются электрогидравлические приводы. Коробка передач оснащена понижающей передачей для обеспечения высокой тяги. Минимальная скорость движения вперед составляет 0,4 км/ч, максимальная — до 39,5 км/ч.
Belarus 2522 оснащен системой Bosch, которая автоматически регулирует глубину хода орудия. Приспособление имеет комбинированный привод от электрической и гидравлической систем трактора. Задняя навеска позволяет работать с прицепами весом до 10 000 кг, передняя навеска — с прицепами весом до 5 000 кг. По желанию машина может быть оснащена стальными балластными грузами и двухколесным устройством.
Описание габаритов машины:
- длина — 6,15 м:
- ширина (одинарные шины) — 2,56 м;
- высота — 3,15 м;
- основание — 2,96 м.
Машина может работать с навесными орудиями, предназначенными для агрегатирования с тракторами «Кировец» или ХТЗ-150К. Его можно использовать с плугами, посевными агрегатами и косилками зарубежного производства. Для привода орудия используется задний 2-скоростной ВОМ и дополнительный вал, передаваемый на переднюю балку машины.
МТЗ-4522
Это колесная машина, оснащенная шинами большего диаметра, она относится к категории буксировки 8,0 т. Трактор оснащен рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем Caterpillar C13. Силовая установка оснащена системой наддува, охлаждаемой сжатым воздухом. Это дает двигателю мощность 431 л.с. при рабочем объеме 12,5 л.
Дизельный двигатель Caterpillar с максимальным крутящим моментом 2048 Н/м сделал трактор 4522 самой мощной колесной моделью в СНГ.
Система подачи топлива оснащена электронным блоком управления. Устройство позволяет отображать на экране системы управления данные о режиме работы, нагрузке и расходе топлива. Электронный блок управления обеспечивает соответствие экологическим стандартам Stage IIIA.
На тракторе используется гидромеханическая 16-ступенчатая коробка передач. Автоматическое переключение передач упрощает работу оператора и обеспечивает плавное ускорение без ударных нагрузок при переключении передач. Максимальная скорость движения вперед составляет 38 км/ч. Особенностью трансмиссии является карданный вал, расположенный спереди и сзади машины. Задний вал — 2-скоростной (1000 и 1450 об/мин), независимого типа. Передний вал является независимым и имеет одну скорость (1000 об/мин).
Машина оснащена двойной системой сцепки. Грузоподъемность передней навески составляет 5500 кг, а задней — 11500 кг. Гидравлика оснащена насосом переменного объема. Насос отключается при отсутствии нагрузки, что снижает расход топлива. При максимальной производительности насос выдает 200 л/мин и 21,5 МПа. Машина имеет 175-литровый бак для жидкости для гидравлических работ. Масса трактора без нагрузки составляет 14 785 кг, а топливные баки вмещают 650 литров.
Трактор может быть оснащен сдвоенными колесами для повышения проходимости. Кабина закрытого типа с виброизоляцией. Увеличенное остекление обеспечивает хорошую видимость с места оператора. Кабина оборудована системой микроклимата с автоматическим кондиционированием воздуха.
Стоимость тракторов МТЗ
Все модели заводов МТЗ поставляются в Россию официальными дилерами и имеют свою цену (в рублях):
- МТЗ-320 — от 640 тыс;
- МТЗ-422 — с 910 тыс;
- МТЗ-892 — от 1,32 тыс;
- МТЗ-920 — с 1.19 тыс;
- МТЗ-2022 — от 4.175 тыс;
- МТЗ-3022 — от 8,83 тыс.
Установка дополнительного оборудования и навесного оборудования увеличивает стоимость машин на 10-45%.
Плюсы и минусы всего модельного ряда
По мнению владельцев, линейка тракторов МТЗ имеет следующие преимущества:
- универсальный дизайн;
- простота обслуживания;
- низкая цена.
К недостаткам эксплуатации тракторов «Беларус» относятся:
- низкая мощность и эффективность гидравлической системы;
- неисправности гидравлических клапанов;
- негерметичность гидравлических шлангов в машинах без пробега.
Минский тракторный завод постоянно повышает качество своей продукции, поэтому новые модели машин постепенно избавляются от конструктивных недостатков.