МАЗ 543 был специальным четырехколесным тягачом, серийное производство которого началось в 1962 году. Он должен был стать многоцелевой машиной, способной нести мобильную зенитную установку «Темп», которая затем была успешно испытана. Первый проект автомобиля появился в 1960 году. В нем использованы некоторые узлы и агрегаты от автомобиля МАЗ 537. Конструкторы В. Жарков, В. Царев и Л. Жук. В течение восьми месяцев Минское специальное конструкторское бюро № 1 работало над специальным шасси, которое получило название МАЗ 543. Шасси было предназначено для перевозки разнообразной тяжелой техники по любым дорогам, в любое время года, в условиях сильного холода и жары.
Отличительной особенностью шасси МАЗ является уникальная конструкция кабины, которая больше нигде не используется. Конструктор Б.Л. Шапошников разделил одну кабину на две отдельные. Поскольку придумать другую компоновку для длинной ракеты было невозможно. Каюты были рассчитаны на 2 человек, которые сидели друг за другом. Они были изготовлены из армированной стеклоткани и полиэфирной смолы. Когда его подвергли испытанию на прочность, стенд, в котором он был установлен, рухнул. Сама будка осталась нетронутой. Он был не очень большим, так как должен был соответствовать железнодорожным размерам.
Особенности кабины
Первоначально автомобили МАЗ-543 имели цельную кабину и были успешно испытаны для перевозки ракет. Однако вскоре разработанный ракетный комплекс с пушкой длиной почти 12,5 м уже не помещался на существующем шасси. Было только одно решение — удлинить шасси, но это было бы нерационально и потребовало бы серьезных конструктивных изменений.
Главный конструктор моторостроительного завода того времени Шапошников решился на смелый шаг — разделить всю кабину на две части, между которыми находилась головная часть ракеты. Это уникальное решение оказалось настолько удачным, что его стали применять и в других моделях подобного типа.
Особенности устройства и технические характеристики «МАЗ-5336»
«МАЗ-5336» позаимствовал общий дизайн своего предшественника, но при этом получил ряд изменений, в том числе такие, которые очень заметны в эксплуатации. Например, ход грузовика стал гораздо более плавным и мягким благодаря усовершенствованной передней подвеске со стабилизаторами, состоящей из амортизаторов, стоек и пружин.
Двигатели «МАЗ-5336»
Все модификации МАЗ-5336 оснащались исключительно дизельным двигателем ЯМЗ производства Ярославского моторного завода. Ассортимент агрегатов, устанавливаемых на эту модель, включал четырехтактные V8, 14,86-литровые дизельные двигатели с турбонаддувом (кроме одного), жидкостным охлаждением и прямым впрыском.
На «классических» грузовиках МАЗ-5336:
- На «МАЗ-53362» — Дизельный двигатель «ЯМЗ-238Б» мощностью 300 л.с.
- На МАЗ-53361 и МАЗ-53363 — двигатель «ЯМЗ-238ДЕ», номинальная мощность — 330 л.с.
- На «МАЗ-53366» установлен нетурбированный двигатель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с.
Двигатель — «ЯМЗ-238ДЕ».
На «МАЗ-5336» двигатель — «21 век»:
- На «МАЗ-5336A3-320» / «МАЗ-5336A5-320» — Новый 330-сильный дизельный двигатель с турбонаддувом «ЯМЗ-238ДЕ2», «ЯМЗ-6582.10Е3» («Евро-3»), с такой же новой трансмиссией «ЯМЗ-2381(8)».
- На МАЗ-5336А3-321 / МАЗ-5336А5-321 установлены новые 250-сильные дизельные двигатели ЯМЗ-6562.10Е3 (Евро-3), также агрегатируемые с трансмиссией ЯМЗ-2381(8).
Кроме того, небольшая часть семейства МАЗ 5336 (индекс МАЗ 533632-321) в начале 21 века была оснащена 245-сильными дизельными двигателями немецкой фирмы Deutz BF 6M1013 FC (Евро-3). Эти двигатели агрегатируются с коробками передач ‘ZF 9S75’.
Трансмиссия грузовика
Коробка передач МАЗ-5336 имеет внушительный срок службы и заслуженно считается одним из самых надежных элементов конструкции автомобиля. Коробка передач также производится Ярославским моторным заводом. Коробка передач состоит из двойного сцепления с гидравлическим усилителем, механическим цилиндром выключения и периферийными пружинами, 4-ступенчатой механической коробки передач ЯМЗ-2381 с демультипликатором (общее количество передач — 8). Благодаря демультипликатору, который увеличивает крутящий момент, количество передач увеличивается в 2 раза. Все передачи оснащены синхронизаторами, кроме задней передачи.
ВОМ представлен двумя последовательными валами с промежуточной опорой, главная передача двухступенчатая и разъемная. Передаточное число ведущей оси составляет 5,49.
Подвеска, ходовая часть
Подвеска на МАЗ-5336 выполнена на листовых рессорах. Передняя подвеска основана на продольных полуэллиптических рессорах. Передняя подвеска также оснащена амортизаторами и стабилизаторами для обеспечения поперечной устойчивости. Задняя подвеска выполнена на двух первичных и двух вторичных пружинах и также оснащена стабилизатором поперечной устойчивости.
Автомобили МАЗ-5336 оснащены колесами без дисков. Размер шин — «11.00/R20». Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневматический привод. Такая конструкция снижает вероятность полного отказа тормозной системы и сокращает тормозной путь. Естественно, установлен и стояночный тормоз. Основной полуприцеп, используемый для формирования поезда с МАЗ-5336, — МАЗ-837810.
Технические характеристики в цифрах
Габаритные размеры:
- Длина — 8,6 м; ширина — 2,57 м; высота — 3,16 м.
- Колесная база — 4,9 м;
- Дорожный просвет — 230 мм;
- Минимальный радиус поворота — 9,1 м;
- Площадь платформы — 14,35 кв. м;
- Внутренние размеры платформы — 6,1 м x 2,42 м x 2,330 м;
- Стандартная вместимость платформы — 34,5 куб. м.
Весовые параметры:
- Собственный вес составляет 8,2 тонны;
- Допустимая грузоподъемность — 9,8 тонны;
- Допустимая полная масса поезда — 40 тонн;
- Допустимая полная масса — 18 тонн;
- Распределение полной массы: 6,5 тонн на переднюю ось; 11,5 тонн на заднюю ось.
Динамические характеристики:
- Максимальная скорость — 100 км/ч;
- Время разгона до 60 км/ч — 50 секунд;
- Замедление с 60 км/ч до нулевой скорости — 36,7 метра.
Историческая справка
Трактор-седан практически неизвестен широкой публике. Это связано с тем, что он выполнял узкоспециализированные задачи и не встречался в повседневной жизни. Производство седана-тягача началось в 1950-х гг. Он начал выпускаться на Минском заводе под серийным индексом 541.
Аэродромный тягач МАЗ 541
Это было вскоре после войны, страна все еще восстанавливалась. Одной из таких областей было самолетостроение. Количество самолетов для гражданской авиации увеличивалось, поэтому объем воздушных перевозок также рос.
Для больших аэропортов требовалось специальное оборудование, которое могло выполнять функции тягача. Оборудование должно было быть маневренным, эффективным с точки зрения тяги и компактным.
Вопрос встал особенно остро с появлением серийных моделей новых самолетов Ту и Ил. Самолет имел значительные размеры и, соответственно, внушительный вес. Предшественник 541 МАЗ 535 не смог с ними справиться.
Грузовику не хватало маневренности, и часто приходилось постоянно перецеплять сцепное устройство. Главной особенностью был кузов типа седан, а масса — 28 тонн, что сделало его самым тяжелым грузовиком с таким типом кузова.
Модификации
На шасси было изготовлено несколько единиц оборудования различного назначения:
- Кран КС-3577, грузоподъемностью 12,5 тонн на минимальном свесе.
- КС-3562, обеспечивающий транспортировку грузов весом до 10 тонн.
- Топливозаправщик версии 5334 TZA предназначен для перевозки различных нефтепродуктов. Машина оснащена специально разработанным баком для уменьшения высоты транспортного средства. Это позволило перевозить танкер в грузовых отсеках транспортных самолетов.
- Тягач с прицепом модели 35334 имеет грузоподъемность до 20 000 кг.
- Бывшая автоцистерна AC для доставки питьевой воды. Специальные версии выпускались для перевозки продуктов питания (молока, кваса или пива).
- Транспортные средства для перевозки бетонных смесей. Растворный бак приводится в движение отдельным дизельным двигателем.
- Строительные самосвалы с 1-сторонней и 3-сторонней разгрузкой. Привод кузова гидравлический, управление находится в кабине.
- Буровая установка 1BA15B с глубиной бурения до 500 м. Установленное оборудование приводится в действие главным дизельным двигателем.
Топливозаправщики
В период с 1980 по 1984 год на Батаевском механическом заводе была собрана автоцистерна на шасси МАЗ. Названный ACM-8-5334, он представлял собой танкер для перевозки тяжелых нефтепродуктов.
В это же время Тихорецкий машиностроительный завод разработал автомобильный топливозаправщик ТЗА-7,5-5334, который поступил в производство в 1981 году.
Шестьдесят процентов продукции шло на нужды армии, в основном для заправки авиационной техники. Двадцать пять процентов было перенаправлено на гражданскую авиацию, а остальное пошло на развитие национальной экономики.
Даже приплюснутая форма бака на этом танкере была вынужденной мерой, чтобы он мог поместиться в грузовое пространство тяжелого самолета BTA.
За счет установки дополнительного оборудования в виде насосов, трубопроводов, шлангов, дозаторов и топливных пистолетов машина становилась тяжелее до 16,5 т.Сегодня на рынке представлено множество конверсий ТЗА-7.5-5334.В советское время военная приемка на заводах отбирала продукцию очень строго, отбраковывая даже машины с царапинами на приборном стекле.
Поэтому вы можете рассчитывать на хорошее состояние предлагаемых военных автомобилей.
Цена топливозаправщиков на авторынке вполне приемлема: автомобиль 1987 года выпуска можно купить за 250 тысяч рублей, а 1992 года выпуска — за 450 тысяч рублей.
Буровые установки
Некоторые российские заводы, такие как Брянковский завод бурового оборудования или «Ижмашстанко», запустили производство буровых установок на базе шасси МАЗ-5334. Это оборудование позволяет бурить на глубину до 500 метров и более.
Цены на предлагаемую технику: автомобиль в капитальном ремонте 1988 года выпуска — 350 000 рублей; буровая установка на шасси 1990 года выпуска, прошедшая капитальный ремонт на заводе-изготовителе — 1 400 000 рублей.
Средняя цена составляет около 800 000 рублей.
Изучив спрос и предложение на современном автомобильном рынке, можно с уверенностью сказать, что МАЗ-5334, рожденный еще в 1977 году, по-прежнему уверенно чувствует себя на российских дорогах.
Он уже давно получил ласковое прозвище «Мазай». Лидером, несомненно, является автокран МАЗ-5334, технические параметры которого позволяют ему качественно решать любые задачи.
В заключение посмотрим видеообзор, в котором рассказывается об особенностях эксплуатации автоцистерны на базе МАЗ-5334:
Эксплуатация военной техники
Водители имеют право управлять таким огромным транспортным средством, если они прошли соответствующую подготовку. Прежде всего, необходимо сдать экзамен по техническим знаниям, технике безопасности и, конечно, самому вождению. Как правило, стандартный экипаж автомобиля состоит из двух человек, поэтому вы должны работать в унисон.
Постоянно появляются новые машины. Во-первых, первый осмотр проводится после 1 000 км пробега. Замена масла производится через 2 000 км.
Перед запуском двигателя водитель циркулирует в системе смазки с помощью специального насоса (давление до 2,5 атм) не более минуты. Если температура ниже 5 градусов, перед запуском необходимо предварительно прогреть двигатель: для этого имеется специальная система подогрева.
После выключения двигателя повторный запуск разрешается только через 30 минут. После холодной промывки энергоблок перезапускается, чтобы вымыть воду из турбины.
Случалось, что автомобиль долгое время простаивал при температуре окружающей среды ниже 15 градусов Цельсия. Затем гидромеханическая коробка передач с повышающей передачей отключается.
Стоит отметить, что задняя передача включается только после полной остановки автомобиля. При движении по твердому асфальту и сухому грунту включалась повышенная передача, при бездорожье — пониженная.
При остановке на уклоне более 7 градусов в дополнение к ручному тормозу используется привод главного цилиндра. Время стоянки не должно превышать 4 часов, в противном случае устанавливаются противооткатные упоры.
Преимущества и недостатки
Большинство водителей и владельцев МАЗ-5551 дают положительную оценку этому автомобилю. Его цена и характеристики идеально сбалансированы, что делает его одним из самых популярных грузовиков в своем сегменте рынка. Преимущества включают:
- Экономичность — одна из лучших в своем классе, вносящая положительный вклад в экономическую эффективность перевозок.
- Маневренность позволяет ему свободно перемещаться в местах, куда грузовики аналогичной грузоподъемности просто не могут протиснуться, в дополнение к расширению возможностей разгрузки с трех сторон.
- Простота конструкции и легкость обслуживания обеспечивают низкие эксплуатационные расходы и высокую надежность.
- Двигатель с длительным сроком службы, при замене на силовой агрегат с наддувом, обеспечивает отличную тягу.
Однако автомобиль имеет некоторые недостатки, к которым относятся:
- Недостаточная мощность воздушного компрессора, которому требуется много времени для нагнетания давления в воздушной системе.
- В отличие от грязи и песка, автомобиль демонстрирует плохое сцепление на льду, но это можно исправить, установив специализированные шины.
- Укороченная первая передача снижает динамику автомобиля и затрудняет старт на плохих дорогах. Это не является проблемой на ровных, хороших дорогах, так как автомобиль может завестись даже на второй передаче.
- Отсутствие амортизаторов в салоне приводит к тряске салона и очень утомляет даже при езде по нормальным дорогам.
Несмотря на высокую надежность МАЗ-5551, как и у любого автомобиля, у него есть слабые места:
Конструктивные недостатки коробки передач часто приводят к поломке сцепления
Поэтому при первых характерных признаках, например, автомобиль начинает дергаться в начале запуска, появляется характерный стук при нажатии на педаль сцепления, следует немедленно обратить внимание на этот узел.
Трещины в раме, обычно в передней части и кабине. Это связано с отсутствием амортизирующего узла между кабиной и рамой.
При частых перегрузках автомобиля мостовые и полуосевые редукторы выходят из строя.
Мелкосерийные версии 543-го МАЗа
В разные годы производства было выпущено несколько мелкосерийных версий на базе стандартного шасси МАЗ-543М. Они не производились повсеместно, а изготавливались по специальному заказу и предназначались для выполнения узкоспециализированных задач.
МАЗ-543Б представлял собой специальное шасси для установки модернизированной ракетной установки 9П117М 9К72. Для установки этого оборудования структура некоторых блоков была изменена. Для установки этого оборудования структура некоторых блоков была изменена. Кабина этого грузовика осталась такой же, как у МАЗ-543М, с левой стороны, а грузоподъемность была установлена на уровне 19,6 тонн. Грузовик использовался для сборки длинномерного и тяжелого оборудования. Всего было выпущено около 250 штук.
МАЗ-543В стал первым грузовиком семейства «Ураган», который проходил испытания не с двумя кабинами, а со смещенной влево. Позже он был реализован в основной модели МАЗ-543М. Всего на Минском автозаводе было выпущено 233 автомобиля с модификацией МАЗ-543Б.
МАЗ-543П, Д, Т.
Модель МАЗ-543П была разработана для выполнения всевозможных вспомогательных военных задач. Эта версия военного 4-осного шасси использовалась для обучения солдат и для перевозки артиллерийских орудий, различного специального оборудования и тяжелых прицепов.
Интересный вариант — МАЗ-543П с гидрофобным оборудованием ‘Периметр’, предназначенным для самостоятельного окапывания. Это оборудование позволяет за несколько часов вырыть «траншею», в которую полностью помещается огромный автомобиль.
Расположенный сзади, стальной нож с гидравлическим приводом срезал 10-сантиметровую часть верхнего слоя почвы. Почва была отодвинута на тяговый резиновый фартук. На нем грузовик доставлял до трех кубометров грунта в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. После нескольких часов работы машина была полностью «спрятана» под землей и надежно замаскирована сверху.
Единичными версиями были D (с многотопливным стандартным дизельным двигателем) и T (для использования в тропических, горных и пустынных районах).
Пожарный автомобиль МАЗ-543 (AA-60(543)-160, AA-60(7310)-160.01 и AA-70(7310)-220)
Особого внимания заслуживает специальная модификация «Урагана», предназначенная для использования в качестве пожарной машины. Этот грузовик был построен исключительно для использования на взлетно-посадочных полосах и аэродромах. Из-за своей громоздкой конструкции эта пожарная машина не подходит для использования в городских условиях.
Пожарный автомобиль МАЗ-543 оснащен цистерной для воды емкостью 12 000 литров и баком для пены емкостью 900 литров, что позволяет ему быстро тушить пожары в аэропортах. Водомет, который поднимается, опускается и вращается с помощью гидравлических цилиндров, выбрасывает 60 литров воды в секунду на расстояние 70 метров или 36 кубических метров пены на расстояние 40 метров. В передней части бампера и в задней части находились пеногенераторы с четырьмя форсунками — каждая для тушения пролитого топлива.
Версия AA-70(7310)-220 включала третий бак на 3 тонны порошка для порошкового тушения. Емкость резервуара для воды была уменьшена до 9 45 000 литров.
Проект был настолько успешным, что часть оборудования используется до сих пор.до наших дней.