При выборе прицепа для перевозки груза всегда следует учитывать размеры и характеристики груза. Некоторые вещи легче перевозить в компактных прицепах, для других лучше выбрать что-то побольше. Самое главное — найти такой прицеп, чтобы не пришлось платить штраф за перевозку негабаритных грузов. В этой статье мы рассмотрим стандартные размеры прицепов для грузовых автомобилей: какие они бывают, существуют ли максимальные ограничения, какой штраф предусмотрен за нарушение правил. Вы также узнаете аналогичную информацию о прицепах — как правильно рассчитать максимальный собственный вес, от чего он зависит и можно ли превышать допустимые пределы в случае крайней необходимости.
Прицепы, полуприцепы и грузовой транспорт
Стандартные размеры прицепа зависят от конкретного транспортного средства, к которому он крепится. Очевидно, что у разных типов грузовиков будут свои требования и ограничения по габаритам и весу прицепа.
Автопоезд состоит из нескольких прицепов, соединенных вместе. Как правило, автопоезд использует два прицепа средних или малых размеров (например, по 60 куб. м каждый). Исходя из этого, рассчитывается максимальный вес каждого прицепа в связке.
Общее правило для грузовых автомобилей заключается в том, что чем тяжелее кабина буксирующего транспортного средства, тем тяжелее может быть прицеп или полуприцеп, прикрепленный к нему.
Максимальные размеры и вес конструкции могут также зависеть от следующих факторов
- количество осей (чем больше осей, тем больше допустимая грузоподъемность, вес и габариты)
- расстояние между осями (чем ближе оси расположены друг к другу, тем меньше допустимый вес пустого прицепа или полуприцепа)
- тип колес (колеса прицепов и полуприцепов могут быть одинарными или спаренными — первые имеют меньшую грузоподъемность, поэтому такие прицепы должны весить меньше)
- тип грузовика (некоторые требования относятся к грузовым автомобилям, другие — к специальным транспортным средствам, например, контейнеровозам).
Стандартные размеры прицепов и полуприцепов
Существует широкий диапазон размеров прицепов для грузовых автомобилей. В настоящее время в обиходе используется около десяти различных стандартных размеров. Ниже перечислены наиболее часто используемые:
- Тентованный прицеп для грузовика вместимостью 82 куб. м. Его стандартные размеры составляют 13,6×2,45×2,45 метра.
- Тентованный прицеп на грузовике вместимостью 90 куб. м. Размеры такого прицепа составят 13,6×2,45×2,7 метра.
- Увеличенный прицеп Jumbo — может перевозить от 96 до 100 кубических метров груза. Его стандартные размеры составляют 13,8 на 2,45. Высота может варьироваться от 2,45 до 3 метров.
- Изотермический прицеп имеет вместимость 82-92 кубических метров. Его размеры почти такие же, как у Jumbo, за исключением того, что высота варьируется от 2,6 до 2,8 метра.
Максимальная длина прицепа любого типа составляет 14 метров. Если длина прицепа превышает указанную величину, в России вы можете быть оштрафованы, независимо от типа транспортного средства, которым вы управляете. Максимальные размеры прицепа описаны в законе, поэтому их превышение влечет за собой серьезное наказание как для водителя, так и для предпринимателя.
Имейте в виду, что в Европейском Союзе требования несколько иные и постоянно меняются. В настоящее время в Европу можно ввозить прицепы длиной до 16 метров. Не забудьте проверить новые цифры перед поездкой — они могут измениться.
Размеры прицепа грузового автомобиля — довольно редкий предмет штрафов, поскольку трудно найти слишком длинный прицеп или полуприцеп. Тем не менее, перед покупкой стоит проверить оборудование на соответствие действующему законодательству.
Допустимая масса грузовых авто с прицепом и полуприцепом
Независимо от грузоподъемности прицепа или полуприцепа, правила по максимально допустимому весу одинаковы для всех транспортных средств. Допустимый максимальный вес двухосного прицепа (без груза) должен соответствовать следующим простым условиям
- не должна превышать вес буксирующего транспортного средства;
- он не должен превышать рекомендации производителя по весу прицепа для данного автомобиля (всегда проверяйте документы на автомобиль, чтобы избежать неприятных сюрпризов);
- он ни при каких обстоятельствах не должен превышать 1800 кг.
Поясним на примере — если вес прицепа составляет 1850 килограммов, то он уже будет незаконным по третьему пункту, даже если успешно пройдет первые два. Необходимо, чтобы прицеп одновременно отвечал этим трем условиям.
Есть одно исключение — если прицеп имеет три оси, то допустимый общий вес будет не 18, а 24 тонны. Однако два других пункта также являются обязательными!
В целом, максимальный вес прицепа определяется количеством осей. Если прицеп имеет только одну ось, его максимальный вес не должен превышать 10 тонн. Если прицеп имеет более одной оси, максимальный вес рассчитывается на основании расстояния между осями. Колеса также имеют значение — допустимый предел веса будет выше для двойных колес, чем для одинарных.
То же самое относится и к прицепам. Его вес не должен превышать вес грузовика, на котором он установлен. Кроме того, владелец транспортного средства должен убедиться, что вес полуприцепа одобрен производителем транспортного средства. Это всегда можно проверить в технической документации автомобиля. Если есть сомнения, лучше обратиться к представителям производителя. Это будет гораздо безопаснее, чем организовывать длительные поездки с полуприцепом (или прицепом) неподходящего веса.
Особенности полуприцепов для разных типов спецтранспорта
Полуприцепы часто используются для перевозки специальной техники и промышленного оборудования. Это легко объясняется тем, что они обладают достаточной грузоподъемностью, но не ограничены верхней нагрузкой; к ним удобно крепить спецтехнику и подобное оборудование.
Максимальные размеры такого прицепа составляют от 2,5 до 3 метров в ширину. Если это грузовик (фургон повышенной вместимости), ширина прицепа может быть увеличена до 3,5 и 4,1 метра с помощью удлинителей.
Обратите внимание, что для организации поездки с прицепом шириной более 255 сантиметров необходимо специальное разрешение. Обязательно обратитесь за разрешением в Управление автомобильных дорог, чтобы не пришлось платить большой штраф. К счастью, такие прицепы редко используются на практике — большинство компаний довольствуются моделью стандартного размера, которая вписывается в максимальную ширину автомобиля на дороге.
Длина платформы варьируется от 5 до 7 метров. Более длинные прицепы обычно не используются. Тем не менее, на практике можно встретить прицепы длиной от 10 до 12 метров — это тоже стандартные размеры. Для тяжелых прицепов длина платформы может достигать 35 метров. В этом случае обычно используются раздвижные платформы, длину которых можно регулировать по мере необходимости. Они очень удобны, так как могут приспособиться к любой ситуации.
Заключение
Итак, мы подробно проанализировали размеры грузовых прицепов, их допустимую массу и другие требования к их характеристикам. Теперь вы знаете, как выбрать правильную конструкцию прицепа для вашего грузовика. Не забудьте проверить допустимые параметры в технической документации, оставленной производителем грузовика. Если есть сомнения, лучше приобрести меньший, более легкий прицеп, чем рисковать аварией на дороге. Штраф — не самое страшное наказание за халатность. Если прицеп не соответствует требованиям, водитель грузовика может получить травму или даже погибнуть, прихватив с собой случайного водителя, находящегося рядом.