В данной статье рассмотрим диагностику и устранение ошибок на грузовом автомобиле КАМАЗ.
Диагностика автомобилей
До появления электронных блоков управления двигателем (ЭБУ), водителям грузовиков КамАЗ приходилось определять неисправности своих автомобилей, основываясь на собственном опыте. Количество ошибок при такой «диагностике» было очень велико до внедрения ЭБУ в двигатели КамАЗа. При возникновении неисправности, даже если она визуально не заметна, на приборной панели загорается индикатор.
Какими моделями ЭБУ оснащены КАМАЗы
Каждый водитель автомобиля КАМАЗ 6520 Евро-4 должен знать, что в двигателях этой марки есть только две модели ЭБУ:
- Bosch MS6.1;
- ISB CM 2150.
В двигателях установлен ЭБУ Bosch MS6.1:
- 740.64-420;
- 740.63-400;
- 740.60-360;
- 740.61-320;
- 740.62-280;
- 740.65-240;
- 820.73-300;
- 820.72-240;
- 820.74-300;
- 820.60-260.
ISB CM 2150 используется в большем количестве моделей трансмиссий:
- 740.64-420;
- 740.63-400;
- 740.60-360;
- 740.61-320;
- 740.62-280;
- 740.65-240;
- 740.75-440;
- 740.74-420;
- 740.73-400;
- 740.72-360;
- 740.71-320;
- 740.70-280.
Ошибки КАМАЗ по протоколу OBDI. Самодиагностика
Двузначные коды
9 — Ошибка в EEPROM бортового блока управления
11 — Неисправность в цепи педали акселератора
12 — Неисправность в цепи датчика атмосферного давления (датчик встроен в ЭБУ)
13 — Физическая неисправность датчика давления воздуха
14 — Неисправность в цепи датчика сцепления
15 — Неисправность в электрической цепи главного датчика частоты вращения двигателя (коленчатого вала).
16 — Неправильная полярность или транспозиция датчика частоты вращения двигателя
17 — Неправильная полярность или транспозиция датчиков частоты вращения двигателя
18 — Электрическая неисправность вспомогательного датчика частоты вращения двигателя (распредвала)
19 — Неисправность в электрической цепи первичного реле электронного блока управления
21 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)
22 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)
23 — Несоответствие между педалью акселератора и педалью тормоза
24 — Неисправность в электрической цепи ТНВД (топливного насоса высокого давления)
25 — Неисправность в электрической цепи HPF (топливный насос высокого давления)
26 — Неисправность электрической цепи HPF (топливный насос высокого давления)
27 — Неисправность в электрической цепи датчика положения шестерни (датчик встроен в привод насоса впрыска топлива)
28 — Неисправность в электрической цепи датчика положения педали тормоза
29 — Неисправность в электронном блоке управления (оборудование)
31 — Неисправность в электрической цепи датчика температуры наддувочного воздуха
32 — Физическая неисправность датчика температуры наддувочного воздуха
33 — Отсутствие огня в цепи датчика давления наддувочного воздуха
34 — Физическая неисправность датчика давления наддувочного воздуха
35 — Неисправность модуля круиз-контроля
36 — Неисправность цепи датчика температуры охлаждающей жидкости
37 — Физическая неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
38 — Неисправность в цепи датчика температуры топлива
39 — Неисправность в физической цепи датчика температуры топлива
41 — Неправильный сигнал с многоступенчатого входа
42 — Превышение максимально допустимых оборотов двигателя
43 — Неисправность сигнала скорости автомобиля
51 — Электронная неисправность (оборудование)
52 — Неисправность электроники (оборудования)
53 — Неисправность электронного блока управления (оборудование)
54 — Чрезмерное напряжение на плате
55 — Неправильное завершение рабочего цикла блока управления
61 — Неисправность линии CAN
62 — Неисправность линии CAN
63 — Неисправность линии CAN
64 — Неисправность линии CAN
65 — Неисправность линии CAN
66 — Неисправность линии CAN
67 — Неисправность линии CAN
68 — Неисправность линии CAN
69 — Неисправность линии CAN
70 — Неисправность линии CAN
71 — Неисправность линии CAN
72 — Неисправность линии CAN
73 — Неисправность линии CAN
74 — Неисправность линии CAN
75 — Неисправность линии CAN
76 — Неисправность линии CAN
81 — Неисправность электронного блока управления (оборудование)
82 — Неисправность электронного блока управления (оборудование)
83 — Неисправность электронного блока управления (аппаратная)
84 — Неисправность электронного блока управления (оборудование)
85 — Неисправность электронного блока управления (оборудование)
86 — Неисправность электронного блока управления (оборудование)
99 — Неисправность электронного блока управления (оборудование)
Шестизначные коды
274179 — Отказ оси привода электромагнитного клапана
274192 — Отказ контроллера правой передней оси
274194 — Неправильное положение ведущей оси регулятора расстояния (правая сторона)
274198 — Неисправность датчика переднего моста
520194 — Отсоедините цепь индикатора (лампочки) круиз-контроля.
520195 — Неисправность в электрической цепи красного индикатора (красный свет, красный индикатор)
520196 — Неисправность в электрической цепи индикатора RTH.
520198 — Неисправность в электрической цепи индикатора неисправности GRN.
520199 — Неисправность в электропитании контроллера ИМ
520207 — Неисправность в электрической цепи подогревателя топлива
520208 — Неисправность в электрической цепи повышающего источника питания
520211 — Неисправность в электрической цепи блока управления ABS
520222 — Неправильная последовательность переключения каналов инжектора
520223 — Ошибка сброса ЭБУ / неисправность электрической цепи ЭБУ
520224 — Ошибка памяти ЭБУ EEPROM
520225 — Ошибка несоответствия версии программного обеспечения и версии данных калибровки
520296 — Неисправность нейтрализатора
523352 — Неисправность выходной цепи каскада управления инжектором (банк 2)
523470 — Неисправность клапана сброса давления в топливной рейке.
523601 — Неправильные показания с регулятора давления хладагента на блок управления (низкий/высокий уровень сигнала).
523612 — Неисправность в цепи питания регулятора давления топлива (обрыв или короткое замыкание).
523613 — Неисправность клапана управления давлением топлива
523615 — Неисправность дозирующего насоса регулятора давления топлива.
Применение диагностических сканеров
В настоящее время автомобильная промышленность предлагает широкий спектр компьютерного диагностического оборудования, с помощью которого можно выявить неисправности автомобилей «КАМАЗ» различного характера.
Сканер DK-5 является обновленной версией сканера DK-2 и необходим для диагностики электронного блока, считывания и настройки параметров системы управления с помощью компьютеров с USB-портами. Этот сканер можно использовать при определенных условиях, а именно: максимальная влажность 80%, температура до +30°С и давление 85-105 кПа. В надлежащих условиях эксплуатации сканер DK-5 обеспечивает связь между компьютером и электронными системами управления через K-Line, считывает ошибки работы, изменяет параметры системы и выполняет автоматическую калибровку, регулирует обороты холостого хода, устанавливает шток впрыска топлива в нужное положение и т.д.
Сканер EDS-24 представляет собой программно-аппаратный комплекс для компьютерной диагностики грузовых автомобилей с двигателями ММ3-245 и блоками управления BOSH MS6.1. Комплекс состоит из адаптера USB-KLine с гальванической развязкой, что позволяет работать при низком напряжении. В комплект также входит компакт-диск с необходимым программным обеспечением для автомобилей КАМАЗ с системами впрыска Common Rail и др.
Автосканер АСКАН дает возможность проводить компьютерную диагностику различных систем управления, перепрошивать блок управления на более новую версию от производителя, считывать необходимые параметры и данные с блока, отображать графики на ЖК-экране в режиме реального времени, сохранять полученную информацию в памяти, считывать коды ошибок и сохранять их в памяти. Этот сканер является одним из самых функциональных устройств, предоставляющих самые точные данные в рекордно короткие сроки. Его основные технические характеристики включают большой объем внутренней памяти 8 Мб, протоколы обмена физического уровня ISO 14230, SAE J1850 и ISO 9141 и скорость передачи данных через USB 1.1.
Коды ошибок двигателей с ЭБУ BOSCH
Код ошибки можно получить, нажав кнопку
- под рулевым колесом;
- на панели предохранителей.
Если вы используете кнопку под рулевым колесом, она имеет верхнее и нижнее положение, в то время как сама кнопка находится в нейтральном и среднем положении.
Чтобы получить код неисправности, сделайте следующее:
- Нажмите кнопку в положении вниз или вверх на 2 секунды.
- Определите неисправность, выраженную кодом, по вспышкам символа «Check» на приборной панели.
- Количество вспышек с большими интервалами указывает на первую цифру кода, количество вспышек с короткими интервалами — на вторую цифру. Диаграмма распознавания кодов неисправностей на автомобиле КАМАЗ Евро 4. В данном случае код 24.
Далее вы увидите таблицу кодов, где будет показана расшифровка кодов ошибок КАМАЗ Евро 4:
- 11 — неисправна педаль дроссельной заслонки, в этом случае двигатель не развивает более 1900 об/мин;
- 12, 13 — неисправен датчик атмосферного давления;
- 14 — отказ сцепления, двигатель не развивает более 1900 об/мин;
- 15 — неисправность коленчатого вала, в этом случае двигатель не развивает более 1600 об/мин;
- 16, 17 — неисправность датчиков частоты оборотов, двигатель в этом случае не будет развивать более 1800 об/мин
- 18 — неисправность распределительного вала, в этом случае двигатель не будет развивать более 1800 об/мин; 18 — неисправность датчика распределительного вала, в этом случае двигатель не будет развивать более 1800 об/мин
- 19 — неисправность главного реле;
- 21, 22, 24-26 — неисправность топливного насоса высокого давления, двигатель не запускается;
- 23 — неправильное положение педалей газа и тормоза;
- 27 — неисправность рулевой рейки, эта неисправность также не позволит завести автомобиль;
- 28 — неисправность тормозов;
- 29, 51-53, 81-86, 99 — неисправность электронного блока управления, эта неисправность также не позволит вам завести грузовик;
- 31, 32 — неисправность датчика температуры воздуха;
- 33, 34 — неисправность датчика давления воздуха;
- 35 — неисправность круиз-контроля;
- 36, 37 — машина перегревается или не достигает рабочей температуры;
- 38, 39 — топливо не достигает рабочей температуры;
- 41 — многоступенчатый входной сигнал не соответствует опорному;
- 42 — превышена допустимая частота вращения двигателя;
- 43 — спидометр не работает должным образом;
- 54 — напряжение бортовой сети увеличилось;
- 55 — неисправность блока управления;
- 61-67 — неисправность сети контроллера CAN, эта система отвечает за правильную работу антиблокировочной тормозной системы.