БелАЗ (Белорусский автомобильный завод) — предприятие, выпускающее тяжелые грузовики и внедорожную горную технику: самосвалы, погрузчики, бульдозеры для подземных работ. Компания в основном экспортирует, так как более половины автомобилей заказывается в России. Она входит в список крупнейших компаний, производящих тяжелую технику для тяжелых условий эксплуатации. Самой популярной продукцией, когда-либо выпускавшейся, была серия БелАЗ-7547 с впечатляющей грузоподъемностью до 45 тонн. Уже в 2014 году количество машин, сошедших с конвейера, превысило пять тысяч единиц.
Комплектации и дополнительные опции
Выпускаемые заводом автомобили БелАЗ 7547 оснащены основными элементами пожаротушения и видеокамерами для дополнительного обзора. Грузовик может быть оснащен зеркалами с электроприводом и подогревом, а также дополнительным отопителем. Тормозные узлы: от сухих дисковых тормозов на передних колесах до многодисковых тормозов с охлаждением на задних колесах. Инструменты для ремонта, импортные шины и тонированные стекла — обычное дело. Также предлагаются системы кондиционирования воздуха и централизованной смазки.
Дополнительные опции — это не единственное, что улучшает функциональность, производительность и комфорт автомобиля. Этот БелАЗ стал знаменитым, поэтому вскоре компания начала выпускать его модификации: 75473, 75471, 75476, 75477D. Они отличаются от стандартных только двигателем.
Технические характеристики
БелАЗ-7547 стал развитием серии грузовиков грузоподъемностью 40-45 тонн. Первым прототипом модели стал 40-тонный самосвал под номером 548, который передал особенности строения основных рабочих органов новому грузовику. Все грузовики этой серии могут перевозить до 14,5 тонн на колесо. Это решение позволило усилить другие компоненты, что способствовало долговечности грузовика.
Основные технические характеристики и размеры БелАЗ-7547 следующие:
Характеристики | Значение |
---|---|
Длина | 8,09 м |
Ширина | 4,11 м |
Высота | 4,39 м |
Радиус поворота | 11,5 м |
Вес | 33,1 т |
Несущая способность | 42-45 т |
Двигатель | Дизельный четырехтактный V-12 с непосредственным впрыском топлива и газовым турбокомпрессором, рабочий объем 22,3 л. |
Мощность | 500 л.с. (368 кВт) |
Максимальный крутящий момент | 1,815 Нм |
Передача | Гидромеханическая |
Максимальная скорость | 50 км/ч |
Колеса | 21.00-33; 21.00R35; 21.00-35 НС 36 (Е-4) |
Объем тела | 35,9 м³ |
Объем резервуара | 610 л |
При полной загрузке распределение веса составляет 67% на заднюю ось и 33% на переднюю.
Конструкция и агрегаты
Чтобы получить представление о машине, необходимо изучить конструкцию основных узлов, особенности конструкции. За последние десятилетия конструкция самосвала БелАЗ кардинально не изменилась, но стала более сложной, что повысило безопасность и надежность самосвала.
Двигатель
БелАЗ-7547 оснащен двигателем ЯМЗ-240 НМ2 российского производства Ярославского моторного завода. Его мощность равна 500 л.с. (368 кВт) при максимальном крутящем моменте 1515 Нм. Это дизельный, четырехтактный, 12-цилиндровый двигатель. Его рабочий объем составляет более 22 литров, а расход топлива — 224 г/кВтч при номинальных оборотах в минуту (RPM) 2 100.
Двигатель такой мощности требует охлаждения. Для этого предусмотрена система водяного и масляного охлаждения с теплообменником и радиатором. Воздух очищается многоступенчатыми фильтрами сухого типа. Их блокировка может контролироваться датчиками. Выхлоп осуществляется через нейтрализаторы, расположенные в нижней части грузовика. Подача смазки осуществляется по принципу «мокрого» катетера.
Модификации имеют следующие двигатели:
- Российский ЯМЗ-8401.10-06 в модификации 75471 мощностью 550 л.с. (404 кВт);
- Американский дизельный двигатель Cummins KTA19-C мощностью 600 л.с. (448 кВт) в модификации 75473;
- Российский газовый двигатель Кунгур-550 мощностью 549 л.с. (410 кВт) в 75476;
- На БелАЗ-75477Д установлен самый дорогой импортный двигатель DEUTZ BF 8M 1015C мощностью 543 л.с. (400 кВт).
Трансмиссия и тормоза
«Strongman» имеет гидромеханическую трансмиссию с формулой 5+2. Это означает пять передач вперед и две назад, переключаемые трехвальной коробкой передач и одноступенчатым трансформатором с режимом гидравлического сцепления.
Тормозной механизм распределен на все колеса и представлен колодками барабанного типа с пневматическим приводом, разделенными на пару задних и передних колес. Стояночный тормоз также колодочного типа, непосредственно соединенный с приводным валом главной ступени. Вспомогательные тормоза также расположены на приводном валу и имеют электрический привод.
Рама и подвеска
Распределение нагрузки было усилено сварной рамой из высокопрочной стали с продольным усилением и композитными поперечинами. Пневмогидравлическая подвеска БелАЗ установлена на аутригерах, которые зависят от ведущего и переднего мостов. Каждая ось содержит два гидравлических цилиндра с маслом и азотом, оснащенных амортизаторами.
Механический ведущий мост оснащен одноступенчатой коробкой передач, четырехступенчатым дифференциалом и цилиндрическими колесными редукторами.
Колеса
Грузовик управляется передними колесами с углом поворота 35 градусов. Авто пневматические камерные шины с рисунком карьера 21-35. Также доступны без камер, с радиальной конструкцией или с металлическим тросом. Схема колес — 6×4. Размер шин — 21.00R35.
Кабина и кузов
БелАЗ имеет одно сиденье в кабине. Сиденье водителя установлено на пневматических амортизаторах или торсионной пружине. Сиденье имеет ряд регулировок, что позволяет подстроить его под конкретного водителя. Сама кабина просторная и воздушная. Кроме того, на приборной панели расположен обогреватель или опциональный кондиционер. Все эти характеристики способствуют созданию хорошего микроклимата в салоне. Приборная панель легко читается и подсвечивается в дневном и ночном режимах.
Кузов ковшового типа, сваренный в соответствии со стандартами безопасности FOPS/ROPS. Гидравлическая система опрокидывания интегрирована в рулевое управление, оснащена масляными насосами с трехступенчатыми подъемными цилиндрами. Кузов оснащен защитным тентом, отбойниками для крупных камней и дизельным отоплением.
Особенности эксплуатации
Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию БелАЗ-7547:
- Перед началом работ необходимо визуально осмотреть автомобиль, проверить его техническое состояние, состояние электроники, датчиков уровня рабочей жидкости и фар;
- Необходимо проверить наличие топлива в баке, смазку в рабочих узлах, состояние ГБЦ;
- Во время работы необходимо следить за температурным режимом двигателя внутреннего сгорания. Даже небольшие отклонения от нормы могут привести к сбоям в работе. Рекомендуется проверять состояние редуктора главного колеса несколько раз в течение рабочей смены;
- Каждый месяц следует проверять и усиливать все внешние резьбовые соединения, рулевое управление, тормозные узлы и коробку передач;
- После обкатки рекомендуется заменить моторное масло, трансмиссионное масло и промыть нижнюю часть ходовой каты;
- Если автомобиль эксплуатируется в холодную погоду, рабочие жидкости следует прогреть до необходимой температуры с помощью предпускового подогревателя;
- Если автомобиль не удается завести несколько раз, когда все рычаги находятся в правильном положении, проверьте наличие неисправностей;
- Старайтесь плавно стартовать с главной передачи при скорости вращения вала не менее 1 000 об/мин.
БелАЗ 7547 — один из самых популярных самосвалов на рынке тяжелой многоцелевой узкоспециализированной техники. Он предназначен для перевозки полезных ископаемых и строительства не только в странах СНГ. Цена каждой модели зависит от конфигурации и специфики заказа. Цены на грузовики, приобретенные у официального поставщика, не объявляются. Подержанные автомобили БелАЗ 7547 предлагаются к продаже по цене от 800 000 до 3 миллионов рублей.