Схема установки и маркировки крышек распределительных валов
I — передняя обложка;
II — вал впускного клапана;
III — вал выпускного клапана.
- Снимите наконечники со свечей зажигания вместе с высоковольтными проводами.
Снимите катушки зажигания. Катушки можно оставить на крышке, отсоединив от них провода низкого напряжения.- Отсоедините трос дроссельной заслонки и дросселя от карбюратора
- Снимите решетку радиатора и верхнюю панель крышки радиатора
- Отсоедините провода от датчиков температуры и давления масла, согните клеммы проводов…..
- …и отсоедините провода от двигателя.
- Ослабьте хомут и отсоедините небольшой шланг от системы вентиляции картера.
- Используя 12-гранный гаечный ключ, ослабьте восемь болтов, крепящих крышку головки картера.
- Поверните коленчатый вал с головкой «на 36», чтобы установить его на TDC такта сжатия первого цилиндра (риска на шкиве коленчатого вала должна совпадать с выступом на передней крышке головки цилиндров…..
- … и метки на шестернях распределительного вала должны быть направлены в противоположные стороны и находиться на одном уровне с верхним краем блока головок.
ВНИМАНИЕ!
Не вращайте коленчатый вал во время дальнейших работ.
- Для удобства снимите топливный насос и, не отсоединяя шланги, отложите его в сторону (можно оставить топливный насос на крышке).
- Выкрутите четыре винта (два нижних — короткие) с помощью гаечного ключа на 12 мм.
- Снимите переднюю крышку головки блока цилиндров и прокладку.
- Выкрутите два болта с помощью шестигранного ключа на 6 …..
- . и снимите верхнюю направляющую цепи.
- Используя тот же гаечный ключ, открутите два болта на средней предохранительной цепи.
- Чтобы ослабить натяжение цепи вокруг регулятора цепи, поверните вал выпускного клапана по часовой стрелке, используя гаечный ключ 17 размера на болте крепления звездочки (или гаечный ключ 30×30 на квадратном отверстии, предусмотренном на валу).
- Снимите центральные направляющие
- Удерживая вал выпускного клапана ключом на 30, ослабьте болт крепления шестерни ключом на 17.
- Снимите шестерню с вала выпускного клапана
- Аналогичным образом ослабьте болт шестерни на валу впускного клапана.
- Снимите эксцентрик привода топливного насоса…
- …и шестерня на валу впускного клапана.
- Выверните четыре болта передней крышки распределительного вала с помощью головки на 12.
- Снимите переднюю крышку….
- …и пластиковые вставки, ограничивающие осевое перемещение распредвалов.
- Ослабляйте болты крепления крышки распределительных валов с помощью головки на 12, по пол-оборота за раз, пока пружины клапанов не перестанут сжимать распределительные валы.
- Наконец, ослабьте болты и снимите крышки.
- Снимите распределительный вал.
Аналогичным образом снимите другой распределительный вал.
Перед установкой распределительных валов смажьте их шейки, кулачки, а также постели в головке и крышках.
Установите валы выпускных клапанов штифтами вправо (если смотреть спереди), а валы впускных клапанов — штифтами вверх. Установите валы в устойчивое положение (шланг радиатора снят для наглядности).
Впускной и выпускной распределительные валы взаимозаменяемы, но.
ВНИМАНИЕ
Обратите внимание на правильное положение штифтов в отверстиях фланца распределительного вала.
Каждый колпачок должен быть установлен на свое место в соответствии с выбитым на нем номером.
- Ориентируйте крышки так, чтобы выбитый на них номер был обращен к внешней стороне головки.
- Затяните болты крышки с моментом затяжки 1,9-2,3 кгс м, затем….
- поверните вал впускного клапана так, чтобы его стержень упирался в верхний край головки блока.
- Установите звездочки с надетой на них цепью на валы, начиная с распределительного вала выпускных клапанов. Метка на звездочке должна быть совмещена с верхним краем головки цилиндра, когда цепь натянута со стороны центрального стабилизатора.
- Установите регулятор цепи и установите вторую звездочку.
Выполните сборку в порядке, обратном снятию.
ПРИМЕЧАНИЕ
После установки натяжного устройства проверьте, чтобы все метки на шкиве коленчатого вала и звездочках были совмещены. Если нет, снимите неправильную звездочку и, переместив ее на один участок цепи, установите заново.
Я решил написать об этом, потому что на днях на диагностику приехала Газель с 406-м двигателем и не смогла завестись. Наш начинающий диагност справился с ним без особых усилий, поскольку запуск не вызвал затруднений. Но потом он обнаружил, что она шатается совсем не смешно. Здесь ему пришлось копнуть немного глубже, но я не хочу описывать это и не знаю подробностей. Я просто опишу процедуру, с помощью которой он отправил машину автолюбителю. Быстрая проверка установки временной метки на взаимном сигнале DPKV-DPKV в основном выполняется быстро и просто.
Трудности с этим возникают на иномарках, иногда с затрудненным доступом для подключения щупов осциллографа к приложениям, часто из-за отсутствия эталонной осциллограммы взаимного положения датчика коленчатого вала и сигналов датчика фаз. Этот метод не является гарантией, поскольку правильное изображение может быть получено, если двигатель неисправен (например, опорная пластина коленчатого вала смещена не в ту сторону, что компенсируется плохим распределительным валом, несущим IDDM). В качестве альтернативы, если механическая фазировка правильная, вы можете получить неправильные положения двух сигналов из-за смещения пластины синхронизации из-за неисправного штифта коленчатого вала или демпфера распределительного вала, или неисправного IDDM. Тем не менее, если вероятность этого очень высока, целесообразно посетить механика.
Желтый цвет — сигнал о погружении, синий цвет — сигнал о провале. Сигнал датчика распредвала здесь имеет ширину 19 мс, и его средняя точка должна приходиться на первый зуб после лысой точки сигнала датчика коленчатого вала. Положение вертикальных краев здесь не имеет значения (ширина импульса всегда разная на разных фотографиях, я не видел описания типичного значения ширины), мы смотрим точно в центр. На нашей фотографии он расположен на 5,5 зубьев позже, что составляет примерно 33 градуса на коленчатом валу или 16-17 на распределительном валу. Я не думаю, что здесь возможна точность до градуса, но такое отклонение определенно должно быть замечено.
Мы отвозим его к механику. Они разбирают его — он действительно взлетел. И, видимо, слесарь не нашел возможности точно установить шестерни распредвала и пошел на компромисс: поменял правый распредвал на поздний, а левый — на ранний. То есть.
Скорее всего, из-за удлиненной цепи, изношенных звездочек или по другим причинам, в цепи от А до В образовалась слабина, которую улавливал натяжитель 8, заставляя оба распредвала двигаться против часовой стрелки (двигаться в позднюю сторону, как я писал выше) относительно коленчатого вала. Это нарушило механическую фазировку клапанов относительно ТМТ поршня, и сигнал DPW сместился. Но поскольку очевидная разница в уровнях символов при сборке, очевидно, смутила механика, он переставил левый (впускной) распредвал на один зуб раньше. Вышло красивее, но это не помогло.
А теперь настала очередь разработанного на заводе набора чудо-инструментов, в который входят транспортир, шаблон с профилем кулачка и стрелкой, а также руководство по сверлению дополнительных отверстий под шестерню в шестернях распредвала. Я не буду ретушировать руководство, читайте все из первоисточника: скачайте руководство «Транспортир и шаблон для проверки и регулировки ГРМ двигателей ЗМЗ-405, 406, 409».
Я ограничусь кратким описанием. Прозрачность и стрелку поочередно прикладываем к кулачку правого, а затем левого распредвала (обратный вариант также приветствуется), проверяя таким образом метки ГРМ и определяя необходимость дальнейшей телосъемки со сверлением новых отверстий под штифт, которые делаются с шагом в 2,5 градуса. Это позволяет регулировать впускной и выпускной валы рано или поздно. Мы собираем, запускаем, проверяем результат собственных авторемонтных начинаний и, если повезет, радуемся хорошему результату.
Вот фактический угол смещения из правильного положения:
Хорошие автомобили Газель, хлебные автомобили. Они не скучные.
Многие автомобили, выпускаемые на Заволжском моторном заводе, оснащены 4-цилиндровым двигателем ЗМЗ-405. Передача крутящего момента осуществляется через цепную передачу. Показанием к замене цепи ГРМ является ее растяжение или «пробег» двигателя более 200-250 000 км.
Аналоги
В продаже представлены аналоги различных производителей — отечественных и китайских. Вы можете приобрести как целый комплект, так и отдельную цепь для замены. Цена зависит от происхождения детали и места покупки. Рекомендуется отдавать предпочтение автомобильным магазинам с хорошей репутацией.
Имя | Номер статьи | Цена |
Ольми | 406.1006040-20 | От 1 300 рублей |
Майлз | 040900100011801 | От 1 150 руб. |
Диттон | 509105011801 | С 1 117 |
Как отличить подделку
Общая стоимость полного комплекта цепи и всех остальных деталей, необходимых для замены, может достигать 7 000 рублей. Нередко на рынке можно встретить поддельные комплекты. Стоит внимательно и заранее изучить все особенности таких продуктов. Стоит отказаться от покупки, если:
- голограммы не существует;
- название на коробке трудно прочитать;
- упаковка низкого качества;
- печать неразборчива.
Также важно тщательно проверить саму деталь.
Признаки поломки газораспределительного механизма
Шум на низких оборотах становится симптомом нарушения синхронизации ЗМЗ. Расход топлива увеличивается. Система синхронизации не стабильна. Появляются заслонки во впускном и выпускном коллекторах. Новички могут спросить: «Почему это происходит? Что я могу сделать, чтобы оптимизировать расход топлива и избавиться от шума?».
Если тепловые зазоры ЗМЗ в данной фазе не соответствуют друг другу, клапаны не будут открываться и закрываться, когда это необходимо. В этом случае деформационные швы разрушаются. Перегрев оказывает негативное воздействие на цепи и зубья шестерен. Металл будет трескаться, расслаиваться и ломаться.
Если корпус цепи ГРМ имеет трещины и сколы, можно заменить только цепь ГРМ.
Что необходимо для замены
Замена цепи — сложный процесс, требующий предварительной подготовки. Следующий список должен быть приобретен заранее:
- моторное масло;
- масляный фильтр;
- прокладку (от штекера);
- высокотемпературный герметик (предпочтительно ABRA с серой маркировкой 999);
- парафин и металлическая щетка для очистки двигателя.
После замены цепи необходимо долить свежее масло (вместе с ним меняется и фильтр). Клапанная крышка имеет «привычку» постоянно протекать. Поэтому рекомендуется запастись им заранее и заменить его вместе с цепью. Пробка — лучшее решение. Благодаря своей высокой естественной адгезии, эластичности он создает высокую герметичность.
Из гаечных ключей вам понадобятся: набор отверток и рожковых, усиленная на 36, шестигранная на 6. Не менее важно большое количество ветоши. Большинство двигателей пропускают масло через сальники, а также через клапанную крышку. Хорошей идеей будет сразу же приобрести комплект для замены цепи ГРМ. Это одинаково для двигателей с обозначениями 405, 406, 409.
Такой комплект обычно содержит следующие основные компоненты:
- пара обычных натяжных роликов и два их гидравлических аналога ;
- 2 штуки приводных цепей (для ЗМЗ-405 — 72 и 92 звена);
- 3 ситечка;
- прокладки верхней крышки, прокладки нижней крышки;
- уплотнения насоса;
- 2 шумоизоляционные прокладки;
- 3 шестерни для валов (промежуточного, кривошипного, распределительного).
Также полезно приобрести звездочку цепи ГРМ.
Процедура замены цепи ГРМ ЗМЗ 406
Для замены цепи ГРМ ЗМЗ своими руками потребуются инструменты, материалы, приобретенные в специализированном магазине. А автомобиль встаньте, дайте возможность подойти к капоту и спереди и сбоку.
Для этого необходимо снять двигатель. Поэтому владелец машины наденет пальто и перчатки.
Инструменты для замены цепи ГРМ
Какие инструменты понадобятся для замены цепи ГРМ на ЗМЗ
- гаечные ключи
- шестигранные гаечные ключи;
- прямая отвертка и крестообразная отвертка;
- молоток;
- WD 40 при наличии признаков коррозии;
- зубило и съемники;
- динамометрический ключ.
Все соединения ремня ГРМ, покрытые коррозией или пылью, загрязните WD 40 и оставьте примерно на пять минут, чтобы раствор проник в металл. Тогда владельцу автомобиля будет легче открутить болты.
Пошаговый процесс замены цепей и остальных компонентов газораспределительного механизма
Процедура включает в себя следующие основные шаги:
- слейте масло из двигателя и удалите антифриз;
- снимите брызговик, ремень;
- радиатор двигателя отсоединен, вентилятор;
- генератор переменного тока снят;
- отсоедините шкив коленчатого вала;
- крышка блока шкивов снята.
Вышеописанные действия являются подготовительными для снятия цепи. Потребуется снять шестерню ГРМ, снять головку блока цилиндров:
- открутите четыре болта, удерживающие усилитель, головкой 14;
- осторожно снимите сам усилитель;
- открутите четыре гайки;
- открутите одиннадцать болтов крепления поддона;
- снимите поддон со шпилек — поддон можно поставить на балку.
Инструкция по разборке механизма
В первую очередь необходимо снять клапанную крышку двигателя. Здесь вы увидите некоторые признаки износа, например, цепь болтается на звездочке распредвала или сорвалась с направляющих (точнее, отсутствует). Возможно даже, что цепь проделала канавку в материале головки, где она стояла. Для удобства лучше сразу совместить круглую метку на звездочке привода распределительного вала с выступом на ее станине.
Это делается путем проворачивания коленчатого вала ключом на 38. Для дальнейшей разборки лучше снять радиатор, предварительно слив из него пепел. Есть мастера, которые производят замену цепи ВАЗ 2106 без снятия радиатора, но это очень сложный доступ к механизму ГРМ, который потребует дополнительного времени. Лучше потратить это время на снятие и установку радиатора, подготовив себя к нормальной работе.
Имея доступ к передней части двигателя, ослабьте и снимите ремень привода генератора. Затем открутите гайку шкива ключом на 38 таким образом: включите 4-ю передачу и попросите помощника нажать на тормоз, затем открутите трещотку. Этот метод избавит вас от необходимости вставлять в двигатель различные куски металла, чтобы остановить вращение коленчатого вала. Дальнейшая разборка происходит по такой схеме.
Установка цепи грм ваз 2106 по меткам.
- Снимите шкив с коленчатого вала, очистите от грязи болты под ключом 10 на передней крышке блока цилиндров, открутите их. Три из них находятся в нижней части и соединяют крышку с масляным поддоном. Снимите и очистите остатки прокладки и ответный фланец на блоке цилиндров.
Цепь ГРМ ВАЗ 2106
- Ослабьте болты двух шестерен, ослабьте их и открутите. Чтобы снять эти звездочки, открутите стопор (расположенный слева от коленчатого вала) ключом на 10, затем снимите старую цепь. Наконец, снимите звездочку коленчатого вала, стараясь не потерять гаечный ключ.
- Ключом на 13 мм ослабьте гайку натяжителя цепи, с помощью ломика аккуратно прижмите ее к башмаку, чтобы заставить поршень войти, затем снова затяните гайку. Это происходит потому, что натяжитель цепи ранее имел большее натяжение, натяжитель не позволит установить новую цепь.
- Замена
Натяжитель цепи предполагает откручивание его рабочей части (бусины) и замену ее на новую, что выполняется на следующем этапе. - Натяжитель цепи заменяется аналогичным образом
. Вы откручиваете 2 болта ключом на 10 мм, снимаете старый компонент и заменяете его новым.
Закончили осмотр, приступаем к силовым упражнениям
- Для начала снимите крышку двигателя и крыло. Слейте антифриз и масло из двигателя. Снимите верхний патрубок радиатора.
- Отсоедините все мешающие разъемы.
- Снимите жгут проводов. Запишите или зарисуйте расположение разъемов на катушках зажигания.
- Используя головку 12-го калибра, открутите восемь болтов, крепящих клапанную крышку к колесу, и снимите последнюю.
- При работающем рабочем ремне ослабьте три винта 10 на шкиве насоса.
- Ослабьте болт 13 шкива и ослабьте натяжение вспомогательного ремня.
- Снимите рабочий ремень, натяжной шкив и шкив насоса охлаждающей жидкости.
- Открутите четыре винта верхней крышки распределительного вала и снимите ее.
- Снимите генератор вместе с треугольной пластиной.
- Выкрутите винт 10 из датчика положения коленчатого вала.
- Снимите датчик с той стороны, которая не будет мешать.
- Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке, используя головку 36 для болта шкива, до тех пор, пока метки на распредвалах не будут направлены к верхней мертвой точке.
- Метка на впускном распредвале должна находиться на одном уровне с верхним краем головки блока цилиндров.
- То же самое относится и к выпускному распределительному валу.
- Выверните болт шкива коленчатого вала с установленным фиксатором коленчатого вала. Для этого помощник в кабине включает пятую передачу и нажимает на тормоз изо всех сил, и легким движением запястья мы откручиваем болт с помощью метровой трубы и головки на 36. Необходимо снять шкив коленчатого вала, для этого придется повозиться, так как он сидит на валу туго.
Как выставить метки ГРМ Газель 405
На двигателях ЗМЗ 405 сборка производится в порядке, обратном разборке. Если вам уже приходилось сталкиваться с разборкой двигателя и заменой цепи, то вы уже знаете, как собрать ГРМ в обратном порядке.
Теперь поговорим о том, как правильно установить метки ГРМ. Потому что многие автовладельцы делают это по наитию, что приводит к катастрофическим последствиям.
Где расположена цепь
Цепь ГРМ расположена в ЗМЗ 405 ближе к передней части двигателя. Но некоторые компании, такие как Volkswagen, устанавливают его позади. В нашем случае достичь его будет проще.
Признаки поломки газораспределительного механизма
При разборке привода клапанов могут наблюдаться признаки пульсации ГРМ или признаки нестабильной работы двигателя. К таким признакам могут относиться корродированные концы шестерен коленчатого вала. Лучше всего заменить их как можно скорее.
Сама цепь может быть вся в трещинах. Он также может провисать, если повреждены натяжители ремня ГРМ. Из-за провисания цепи владелец автомобиля слышит стучащие звуки на низких оборотах двигателя.
Газель установка распредвалов по меткам
Теперь поговорим о том, как правильно установить метки ГРМ на распредвалах. При установке меток синхронизации используйте транспортир.
- Поворачивайте выпускной распределительный вал до тех пор, пока метка синхронизации не окажется на 19 градусах по транспортиру.
- Ремень устанавливается на звездочку. Перед штифтом распределительного вала просверливается дополнительное отверстие.
- Звездочку поворачивают гаечным ключом, чтобы она вошла в зацепление.
- Затем приводная цепь натягивается против часовой стрелки.
- Теперь распределительный вал впускного клапана поворачивается до тех пор, пока метки не встретятся на 20º транспортира.
- По принципу выпускного распределительного вала устанавливаются шестерня и метки синхронизации.
- Затем прикручиваются крепления шестерни. Не забудьте установить эксцентриковый элемент для привода топливного насоса.
- Затем устанавливается натяжитель и проверяется правильность установки фаз газораспределения.
Идеальная фаза
Двигатель будет работать с идеальным моментом зажигания только в том случае, если при проверке стрелка индикатора на впускном кулачке показывает 20 градусов, а стрелка на выпускном кулачке показывает 19 градусов на транспортире.
Метки ГРМ и затяжка
Время должно быть установлено точно так, как показано в инструкции. Затяжка всех болтов должна производиться динамометрическим ключом. Прилагаемое усилие должно быть равно или больше, чем указано в руководстве по эксплуатации двигателя.
Начинаем сборку
- Установите новую звездочку коленчатого вала и промаркируйте ее.
- Затем прикрутите нижнюю направляющую цепи, натяжитель и новую цепь.
- Установите звездочку на промежуточный вал, совместите метки. Отогните края стопорной пластины. Наденьте цепь и смажьте все новым моторным маслом. Правая нить цепи должна быть натянута.
- Снова проверьте, выровнены ли метки.
- Наденьте верхнюю цепь на звездочку промежуточного вала и установите направляющую шину. Смажьте все чистым маслом.
- Установите выпускные клапаны распределительного вала так, чтобы правая сторона была натянута, а метка на звездочке находилась на одном уровне с верхним краем головки цилиндра. Проделайте то же самое с другим распределительным валом.
- Установите натяжитель и закрутите крышку. Выкрутите штекер и резко нажмите на натяжитель отверткой, чтобы он разрядился. По мере разрядки выталкивайте отвертку и затягивайте цепь.
- Замените верхнее лезвие и еще раз проверьте все метки.
- Аккуратно установите переднюю крышку, предварительно смазав уплотнения и все прилегающие плоскости. Установить крышку нелегко, так как приходится держать натяжитель и следить за метками. Прокрутите коленчатый вал на два оборота, и если клапаны не встретились с поршнями и все метки на месте, установите все в обратном порядке снятия. Залейте масло, антифриз и запустите двигатель.
Почему цепь ГРМ выходит из строя
Существуют конкретные причины, по которым цепь ГРМ следует регулярно проверять и заменять:
- естественный износ;
- качество используемого моторного масла;
- периодичность замены моторного масла;
- стиль вождения и условия, в которых эксплуатируется автомобиль.
Конечно, основной причиной является нормальный износ, поэтому замены цепи при большом пробеге не избежать во всех случаях.
Чем активнее используется автомобиль, тем раньше потребуется замена цепи ГРМ Газель 405. Однако этот момент сложно спрогнозировать на основании пробега или других нормативов, так как условия эксплуатации у каждого водителя разные и на состояние этого узла влияет очень много факторов.