Горьковский автомобильный завод ГАЗ 52 в Нижнем Новгороде — одно из крупнейших предприятий России, два одноименных продукта которого, автомобиль и двигатель ГАЗ 52, сыграли ключевую роль в популяризации бренда. За период создания (1966-1992) было выпущено 1006330 единиц, что ставит автомобиль и двигатель в один ряд с самыми узнаваемыми продуктами эпохи.
Автомобиль грузоподъемностью 2,5 тонны вызвал интерес в сферах народного хозяйства; в то время это была прогрессивная, высокотехнологичная машина, о чем свидетельствовало ее участие в выставках. Несмотря на ряд недостатков, используемая силовая установка считалась «достопримечательностью» машины, поскольку в ней был применен ряд технических инноваций. При разработке агрегата за основу был взят двигатель ГАЗ-51, изделие было доработано и усовершенствовано. Сегодня каждому жителю региона знаком образ автомобиля, который колесил по дорогам каждого города страны. Несмотря на то, что прошло столько лет, старые грузовики часто «попадаются на глаза», покорно выполняя возложенные на них задачи.
ГАЗ-52:
История двигателя Газ 52
Новгородский автомобильный завод — одно из крупнейших предприятий страны. Более 80 лет организация производит автомобили, которые используются во всех уголках нашей страны. В него входит более 40 модификаций ГАЗ-52, которые используются в военной и гражданской сферах. Модель была создана как раз вовремя, поскольку стране требовалась техника, способная перевозить 1,2-4,5 тонны груза, «52» соответствовал этим требованиям.
За проект взялись опытные конструкторы А.Д.Просвирнин, А.И.Шихов и В.Д.Запойнов, двигатель разрабатывал П.Е.Сыркин, взявший за основу двигатель ГАЗ-51А. Автомобиль был построен в короткие сроки, прототип под аббревиатурой ГАЗ-52Ф сошел с конвейера в 1958 году. Позже он выпускался под названиями ГАЗ-52-03 (1966-1975) и ГАЗ-52-04 (1975-1992).
Первоначально, после опытно-конструкторских работ (которые начались в 1937 году), инженеры внедрили в машину метод улучшения сгорания топлива, взяв за основу двигатель ГАЗ-51. Этот метод предполагал внешнее обеднение смеси в специальной камере. Метод обещал экономию топлива на 20%, увеличение мощности и наддува. Испытания не оправдали ожиданий, запуск двигателя сопровождался осложнениями, не было экономии топлива, не было настройки карбюратора. Прототипы выпускались с 58-го по 59-й год (с маркировкой «F»), затем камера не использовалась.
Впоследствии в качестве силового агрегата попробовали использовать 70-сильный двигатель от автомобиля ГАЗ-51А, увеличив его мощность до 75 лошадей. Были проблемы с двигателем, так как он потреблял много топлива. Решением стало усиление двигателя ГАЗ-52, что позволило улучшить характеристики и сделать его основным силовым агрегатом автомобиля.
Двигатель ГАЗ-52:
Устройство двигателя ГАЗ 52
Технически двигатель ГАЗ-52 такой же, как и двигатель ГАЗ-51, только с увеличением мощности до 75 лошадей. Кроме того, двигатель ГАЗ-52, конструкция которого получила модернизированные вытеснители из высококремнистого алюминия (АЛ-30), стал более устойчив к высоким оборотам. Вкладыши подшипников (коренных и шатунных) были изготовлены из металла и керамики. Изменения коснулись клапанов, а детали впуска были изготовлены из стали, чтобы выдерживать высокие температуры (55X20G9AH4).
Для питания двигателя используется двухкамерный карбюратор, модель изделия «K-84MI» или «K-126E». На установке был использован другой распределитель, производительность бензонасоса увеличилась до 140 литров в час. Вентиляционное отверстие выгребной ямы открытого типа. Был использован новый воздухоочиститель комбинированного типа с нейлоновым наполнителем. Компрессия двигателя остается неизменной — 6,2.
Привод ГАЗ-52 с футерованными шестью камерами. Двигатель имеет четыре такта за цикл, нижнее расположение клапанов. Мощность двигателя составляет 75 лошадей при 2 800 об/мин, достигается форсированием, общий объем камеры составляет 3 485 литров. Для предотвращения трения двигатель смазывается комбинацией смазки под давлением и разбрызгиванием. Масло очищается с помощью масляного фильтра тонкой очистки. Двигатель охлаждается водой, циркуляция которой осуществляется принудительно через рубашку.
В 1975 году агрегат был переделан со свечей зажигания М-8 на А-11. Моторный отсек был уменьшен, а степень сжатия увеличена до 6,7. Модификация ГАЗ-52-04 работала на бензине А-72 (76) вместо А-62. Кроме того, были модели, переоборудованные для работы на газообразном топливе.
Двигатель ГАЗ 52 технические характеристики
В процессе работы двигатель постоянно дорабатывался и совершенствовался, что привело к появлению модификаций, отличающихся по своим эксплуатационным показателям. Несмотря на наличие всевозможных моделей, основа электростанции не изменилась.
Технические параметры автомобиля ГАЗ-52:
Индикатор: | Ценность: |
Мощность двигателя | 1966-1992 |
Сырье для двигателя | Чугун |
Мощность двигателя | Бензин A-62(72,76) |
Охлаждение двигателя | Жидкость, закрытый контур с вентиляцией |
Количество и расположение моторных отсеков | Шесть, в очереди |
Порядок расположения моторных отсеков | «153624» |
Перепускные клапаны на камеру, (шт.) | 2 |
Сечение моторного отсека, (мм.) | 82 |
Смещение двигателя, (мм.) | 110 |
Компрессия двигателя | 6,2-6,7 |
Объем двигателя GAS 52, (л) | 3,485 |
Мощность двигателя, (лошадиные силы/об/мин) | 75/2600 |
Крутящий момент двигателя, (Нм./об/мин) | 205/1400-1600 (1600-1800) |
Масса двигателя ГАЗ 52, (кг) | 250 |
Расход двигателя, (л/100 км) | 24 |
Смазка двигателя | Давление + брызги + пар |
Марка моторного масла | M-8 B(A) |
Объем моторного масла, (л) | 7 |
Замена смазочного материала двигателя, (км.) | 7000-10000 |
Рабочая температура двигателя, (°C) | 80-91 |
Карбюратор двигателя, модель | K 84MI, K 126I |
Напряжение сети, (В) | 12 |
Аккумулятор двигателя, модель | 6ST-68(75) |
Автоматический выключатель двигателя | Р20 |
Катушка двигателя | B1(B115) |
Заглушки двигателя | M8T |
Генераторная установка двигателя | P08G, G250D1 |
Регулирующее устройство | RR24-G, RR362 |
Стартерный двигатель | CT8 |
Особенности эксплуатации Газ 52
В процессе эксплуатации выявилось несколько недостатков, которые влияли на работу привода, заставляя водителя адаптироваться к автомобилю. Таким образом, шатун двигателя не получал нужного количества масла, что приводило к ускоренному износу изделия на высоких оборотах. Причиной неисправности стало маленькое отверстие, недостаточное для выхода жидкости. Чтобы устранить неисправность, двигатель пришлось разобрать — процедура трудоемкая и дорогостоящая. Кроме того, замена детали на такой же продукт приводила к повторению операции через некоторое время. Мастера нашли способ продлить срок службы вкладышей, заменив изделие на вкладыши от ЗИЛ-130, которые имеют подходящий размер и изготовлены из высокопрочного материала. Для увеличения потока жидкости в вкладышах вырезаются канавки размером 2 мм на 2 мм. Кроме того, желательно увеличить давление в контуре смазки, для чего уменьшить расстояние между шестернями масляного насоса. Такие модификации сделали электростанцию более живучей, улучшили ее характеристики и предотвратили вышеупомянутый дефект.
Еще одна особенность двигателя, чувствительность к температуре, от которой зависел расход топлива и износ агрегата. Производитель рекомендует поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-90°C. При низких температурах работа двигателя сопровождается закрытием пластин радиатора и использованием изоляционного кожуха. Объем контура охлаждения двигателя составляет 16 литров; в жаркую погоду уровень жидкости поддерживается на этой отметке.
Для запуска тягового агрегата в двигатель подается топливная смесь. Основное топливо для ГАЗ-52, бензин марки «А-72», кроме того, производитель допускает использование марок «А-76(62)». После заправки бака этим топливом регулируется угол опережения зажигания. В 1976 году модификация ГАЗ-52-07 изменила режим эксплуатации на газовый. Что касается расхода бензиновых моделей, то он составляет 23 литра на сотню при движении в теплых условиях по ровной поверхности со скоростью 40 километров в час.
Ремонт мотора
Поскольку трансмиссия ГАЗ 52 больше не производится, большинство использованных изделий нуждаются в ремонте. Преимущество устройства в том, что его можно переделать своими силами; конечно, для некоторых операций придется вызывать знающих людей. Процедура капитального ремонта агрегата идентична процедуре ремонта большинства рядных шестикулачковых двигателей. Если проанализировать финансовую часть вопроса, то цена восстановления не маленькая, и это еще одна причина делать двигатель самостоятельно.
Сначала тяговый блок отсоединяется от машины и разбирается. Для этого с двигателя снимаются вспомогательные механизмы, головка, поршни и валы.
Диагностические работы
После разборки определяется степень износа и пригодность деталей к дальнейшему использованию. Каждый компонент двигателя ГАЗ-52 измеряется. Процедура является обязательной, поршневая группа и коленчатый вал измеряются точно. Двигатель визуально осматривается на предмет деформации, сколов, трещин и других механических повреждений. Затем на основе измеренных размеров и веса выбираются вытеснители. Ключевым моментом в этом процессе является подбор поршней по ремонтным размерам (82,5-83 мм). Если значения выходят за пределы большего числа, нет смысла растачивать раму, так как ситуацию исправит только установка вкладышей.
Внимание уделяется расточке коленчатого вала, так как эта деталь отвечает за баланс двигателя и другие показатели. Для проведения процедуры используется специальный аппарат. Размеры шеек коленчатого вала (0,25-0,75 мм), изредка 1,0 мм. Чем больше слой металла, снятый с шейки, тем выше вероятность повреждения двигателя.
Процедура расточки
Этот вид работ требует точности, поэтому его выполняют люди с опытом. Двигатель ГАЗ-52 установлен на стенде, в котором вращается цилиндрическая часть агрегата. Даже если устанавливаются вкладыши, бурение производится в обязательном порядке. Затем подбираются вытеснители в соответствии с их размерами, зазорами и весом, втулки подбираются с помощью процедуры хонингования.
Процедура хонингования
Этот метод используется для придания цилиндрической поверхности зеркального блеска. Таким образом, сгорание происходит с повышенной эффективностью и результативностью, а кольца, скользя без остатка, удаляют масло с поверхности и создают минимальное трение.
После завершения работы корпус двигателя помещается на шлифовальный станок, способный обеспечить необходимый уровень плоскостности, и обрабатывается до тех пор, пока изделие не станет ровным. При этом удаляется 1-5 мм материала. Затем машина промывается для очистки двигателя.
Процедура сборки
На эту работу тратится много времени. Сначала собирается вытеснительная группа вместе с коленчатым валом, к которому крепятся отдельные детали. Затем верхняя часть каркаса собирается заново. Втулки, клапаны и седла заменяются. Если повреждения серьезные, детали герметизируются, а трещины заделываются сваркой.
После того как все компоненты приведены в норму, можно приступать к процессу сборки. Этот процесс сопровождается диагностикой водяного насоса, а также заменой валов, крыльчатки и подшипников. После сборки насоса прикрепляется поддон двигателя. Окончательная сборка сопровождается заполнением контура маслом, используется 10 литров рабочей жидкости «М-8».
Завершающим этапом является притирка и регулировка клапанов. Сначала двигатель проходит «обкатку» в «холодном» состоянии, не допуская сгорания топлива в камере. Затем двигатель запускается и работает в горячем состоянии без нагрузки на устройство. После того, как приводное устройство пройдет 1 000 км, производится техническое обслуживание, замена смазки, замена фильтрующего элемента и регулировка клапанов.
При самостоятельной работе с механизмом помните, что ГАЗ-52, является форсированной модификацией ГАЗ-51, а это значит, что доводка и окончательная обработка поверхности изделия «чище» и аккуратнее, чем у собрата. Следовательно, на это тратится больше времени и усилий. Не игнорируйте инструкции и технические листы, не ставьте под угрозу процесс. Достигайте желаемого результата только после каждого этапа ремонта, только тогда гарантируется надежность и качество работы.