Одним из российских смазочных материалов, успешно пережившим наплыв западных аналогов после распада СССР, сегодня является трансмиссионное масло ТСП-15к. Этот продукт производится несколькими крупными компаниями и по-прежнему пользуется большим спросом.
На это есть несколько причин. Во-первых, многие заводы по производству тяжелой техники в России до сих пор изготавливают шестерни и червяки с небольшими контактными нагрузками и относительно низкими скоростями, что позволяет эффективно использовать ТСП-15к.
Во-вторых, цена этой жидкости невысока. Ниже мы подробно рассмотрим, что представляет собой масло TSP-15k и где оно применяется.
Технические характеристики
Согласно ГОСТу, смазочные материалы должны пройти большое количество различных испытаний. В результате получается впечатляющий список характеристик.
Некоторые из них очень специфичны и используются в конкретных областях. Другие являются значительными и напрямую определяют, где можно использовать тот или иной смазочный материал.
Ниже мы рассмотрим некоторые важные технические характеристики трансмиссионного масла TSP-15k:
- Смазочный материал создан на основе минеральных остатков от прямой перегонки малосернистой сырой нефти. Для улучшения стабильности свойств добавляется небольшое количество дистиллята сырой нефти.
- Пакет присадок относительно прост, но достаточен для стабильной работы смазки при средних и тяжелых нагрузках. Модифицирующие добавки включают активные ингредиенты для улучшения защитных, противоизносных и антипенных свойств. Особое внимание было уделено присадкам для использования в условиях экстремального давления, что важно для защиты червячных передач.
- Значения вязкости:
- Кинематическая вязкость при +100 °C — 15 сСт.
- Динамическая вязкость при -20 °C — 75 Па-с.
Эти значения характерны для смазочных материалов, обозначенных ТМ-3-18 в соответствии с ГОСТом. Индекс вязкости ТСП-15к составляет не менее 90 единиц.
- Масло пульсирует при равномерном нагревании в открытом тигле при 185 °C. Это минимальная температура воспламенения. Независимые исследования показывают, что жир обычно не начинает гореть еще 7-10 градусов после этой точки.
- TSP-15k теряет текучесть при температуре до -25 °C. Современные смазки производятся с запасом по этому параметру. Для них потеря текучести, как показывает практика, наступает не ранее, чем при превышении отрицательной отметки в минус 27-28 °C.
- Плотность составляет 910 кг/м3. Стандартная форма для минеральных трансмиссионных масел отечественного производства.
В настоящее время свойства ТСП-15к качественно улучшились по сравнению с аналогичным смазочным материалом, выпускавшимся в советское время. Причиной этого является использование более технологичного пакета присадок и более чистой основы.
Область применения и аналоги
Традиционно областью применения масла ТСП-15к является российская сельскохозяйственная техника и грузовые автомобили, такие как КАМАЗ, КрАЗ и «Урал».
Даже субскрипт «к» в названии смазочного материала до сих пор ассоциируется в народе со словом «КАМАЗ». В основном он используется в коробках передач грузовых автомобилей, выпущенных не позднее 10 лет назад.
Согласно ГОСТу | Согласно SAE | ГОСТ | API |
---|---|---|---|
9 | 75 W | ТМ-1 | GL-1 |
12 | 80 ВТ/85 ВТ | ТМ-2 | GL-2 |
18 | 90 | ТМ-3 | GL-3 |
34 | 140 | ТМ-4 | GL-4 |
— | — | ТМ-5 | GL-5 |
В новые узлы привода современных российских автомобилей заливается более технологичное масло. Хотя до сих пор существуют примеры автомобилей с мостами и раздаточными коробками, которые можно заправлять смазочными материалами этой категории.
Технически, масла TSP-15k подходят для использования во всех агрегатах, которые отвечают следующим условиям:
- кинематическая передача мощности осуществляется цилиндрическими и коническими, червячными и гипоидными передачами;
- максимально возможная контактная нагрузка ниже 2500 МПа;
- максимальная рабочая температура не превышает 130 °C.
Трансмиссионная жидкость TSP-15k классифицируется как ТМ-3-18 в соответствии с ГОСТом. В переводе на другие международные стандарты это означает, что масло близко к классу API GL-3 и SAE 85-W80.
Американский стандарт GL-3 максимально приближен, но не является полным аналогом TSP-15k по ключевым параметрам.
Популярные производители ТСП-15к и отзывы об их продукции
Ниже приведен краткий список производителей трансмиссионного масла TSP-15k:
- Газпромнефть ТСП-15к. Вероятно, это крупнейший производитель данной продукции в Российской Федерации. Многие частные владельцы оборудования, в котором используется ТСП-15к, и крупные организации заливают именно эту марку. Отзывы в основном положительные. Если не затягивать с заменой — проблем обычно не возникает.
- Лукойл ТСП ТСП-15к. Сейчас его почти не встретишь в киосках. Но раньше это было популярно. В интернете есть результаты независимых испытаний этого смазочного материала от «Лукойла», которые подтверждают, что масло полностью соответствует ГОСТу. А по некоторым позициям (например, индекс вязкости) он значительно превосходит требуемые показатели.
- OilRite TSP-15k. Он недорогой и часто встречается в продаже. Его главное преимущество — низкая цена.
- Агринол ТСП-15к. Хороший продукт от украинского производителя. В России он малодоступен. Основная ниша, занимаемая компанией Agrinol, — сельскохозяйственная техника в Украине.
Все вышеперечисленные масла не имеют резких отрицательных отзывов. Главное правило для максимально безопасного и эффективного их использования — менять их в нужное время и не заливать в неподходящие узлы.